Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - Народонаселение, гендерная и семейная политика - ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА - Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь - Заседания Национального совета - 2020 год
Повестка заседания 20 февраля 2020 года

Заседание Национального совета по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь 20 февраля 2020 г.

20 февраля 2020 года состоялось заседание Национального совета по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь под руководством Министра труда и социальной защиты, председателя Национального совета – Костевич Ирины Анатольевны.



Участие в заседании приняли представители Национального собрания Республики Беларусь, Белстата, МВД, МИД, Минздрава, Минобразования, Минюста, НЦЗПИ, НАН Беларуси, Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Республике Беларусь, Международной финансовой корпорации, Представительства ООН в Республике Беларусь, ОО «Белорусский союз женщин», МОО «Гендерные перспективы».

В ходе заседания рассмотрен ряд вопросов.

По вопросу «Об основных итогах Многоиндикаторного кластерного обследования для оценки положения женщин и детей (MИКС6)» выступила Кухаревич Елена Ивановна, заместитель Председателя Национального статистического комитета.



В 2019 году Национальный статистический комитет при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) провел масштабное обследование по оценке положения женщин и детей – МИКС6.

Участие в обследовании приняли 8,7 тыс. домохозяйств. Получены данные по 120 показателям и 21 показателю Целей устойчивого развития. Обследование является богатым источником данных по многим аспектам жизнедеятельности женщин и детей: развитие детей младшего возраста; обучение в школе и участие родителей; дисциплинирование детей; кормление детей грудного и раннего возраста; грамотность молодежи и взрослых; жизнедеятельность ребенка; отношение к домашнему насилию; гендерное равенство и др.

Данные будут использованы республиканскими органами государственного управления при разработке программных документов и планов на следующий пятилетний период.

О результатах исследования «Женщины и бизнес», проведенного представительством Международной финансовой корпорации (IFC) в Республике Беларусь рассказала Щербина Ольга Вячеславовна, Глава Представительства Международной финансовой корпорации (IFC) в Республике Беларусь.

Она презентовала обобщенные данные нескольких исследований по тематике женского предпринимательства: «Деловая среда в Беларуси 2019»; BEEPS - опрос предприятий сектора «МСП (от 5 чел.) + крупный бизнес» - исследование сектора; опрос 208 владельцев бизнеса (50% женщины) «ММСП+ИП»; GEM-APS - опрос взрослого населения от 16 до 64.

Щербина отметила, что в настоящее время в законодательстве нет определения женского предпринимательства, женского бизнеса. В связи с этим к женскому бизнесу по итогам исследований были отнесены те предприятия, в которых женщины являлись одновременно собственниками, руководителями и лицами, принимающими решения, – всего 110 предприятий или 23,3 процента от участвовавших в опросах.

Среди основных трендов она выделила следующие.

Наиболее успешно развивается тот женский бизнес, где женщина руководствуется PULL-факторами (желание воплотить бизнес-идею, обрести финансовую независимость и др.). Если женщина руководствовалась при открытии собственного дела PUSH-факторами (потеря или отсутствие длительное время работы, недостаточный уровень заработной платы на наемной работе и др.), то при достижении определенного уровня стабильного дохода она менее мотивирована на дальнейшее развитие бизнеса, выход на экспортный рынок и т.д.

Женский бизнес наиболее представлен в следующих секторах экономики: образование, здоровье, личные услуги (37%); бизнес услуги, информация, недвижимость, туризм (32%); промышленность (26%).

Гендерное распределение ролей в семьях предпринимателей отражает традиционный дисбаланс в сфере «семья-домашние обязанности-работа». В 70% случаев мужчина-предприниматель преимущественно полагается на свою супругу (или партнёра) в решении таких повседневных задач как приготовление пищи, уборка жилья или стирка одежды. В семьях, где женщина является предпринимателем, только 2% мужчин готовы полностью взять на себя обязанности по ведению домашнего хозяйства.

Данные исследования будут использованы при реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, а также для формулирования мероприятий, направленных на развитие женского предпринимательства в Государственную программу «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 – 2025 годы.

О пилотировании концепции, направленной на создание благоприятных условий труда для работников с семейными обязанностями для совмещения профессиональных и родительских функций проинформировала Атрощенко Ольга Валерьевна, заместитель Представителя Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси.

Фонд ООН в области народонаселения активно внедряет концепцию «Компании, дружественные родителям».

Основана эта концепция на шведской модели. Цель ее реализации – обеспечить работникам гармоничный баланс «карьера–семья», продемонстрировать уважение и поддержку, в первую очередь, личных потребностей работника как родителя, создать имидж компании как привлекательного инновационного работодателя на рынке труда.

ЮНФПА в 2019 году был организован ознакомительный визит в г. Стокгольм (Швеция), в ходе которого представители ряда белорусских предприятий посетили шведские компании, которые уже являются «компаниями, дружественными родителям». Атрощенко О.В. рассказала, что основными элементами данной концепции являются:

дополнительные компенсационные выплаты в период родительского отпуска в соответствии с коллективными соглашениями (доплаты до уровня 90% заработной платы работника первые шесть месяцев отпуска).;

гибкие рабочие часы с целью предоставления возможности отвезти и забрать детей из школы, детского сада, посетить врача и др.;

дистанционная работа из дома (в период болезни ребенка или по другим семейным обстоятельствам);

оборудованные в офисах игровые комнаты для детей (работники имеют право приводить детей в офис в случае такой необходимости);

возможность карьерного роста и повышения заработной платы в период отпуска по уходу за ребенком;

неформальная поддержка семейных работников (доступ к информации компании в период родительского отпуска на основе информационных ресурсов, продвижение специалистов компании в качестве ролевых моделей для популяризации отцовского отпуска, обязательные собеседования кадровой службы о планах на родительский отпуск, неформальные собрания работников, которые находятся в таком отпуске и др.).

Отдельные элементы концепции уже применяются некоторыми белорусскими компаниями. Данная работа будет продолжена во взаимодействии с Федерацией профсоюзов Беларуси.

На заседании также одобрен План работы Национального совета на 2020 год.
Последние новости