Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

О пенсионных новациях

18 02 2015 10:00 - 11:00
Ковальков Валерий Валерьевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
О пенсионных новациях

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Морозова В.В., Минск:

Добрый день! Фактически за год стажевый порог для назначения пенсии повысился в три раза – с 5 до 15 лет. У меня вопрос: планируется ли дальнейшее его повышение? В прессе мелькнула цифра – 20 лет…

Ковальков Валерий Валерьевич:

В настоящее время вопрос о повышении минимального стажа, необходимого для назначения пенсии, не рассматривается.

Однако следует отметить, что даже повышенный с января 2015 года до 15 лет минимальный период работы с уплатой взносов – достаточно «мягкое» требование для последующего длительного получения пенсии. Сравните: требуемые 15 лет работы почти в 2,5 раза меньше периода трудовой активности (от 18 до 55-60 и более лет). При этом период получения пенсии (более 20 лет) превышает период формирования права на пенсию. Поэтому в перспективе разница между периодом формирования права на пенсию (то есть требуемым стажем) и периодом получения пенсии будет постепенно сокращаться. В то же время ожидается, что льготы социально уязвимым категориям (например, многодетным матерям, инвалидам с детства, их родителям) будут сохранены.

Горелик Дмитрий, Брестская область:

с 1 января 2015 года Указом № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» предусмотрено повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, исчисленных при длительном стаже работы с невысокими заработками. Сколько человек получили пенсию в повышенном размере с января? Каков средний размер такого повышения?

Ковальков Валерий Валерьевич:

По оценке, с 1 января 2015 года пенсии повысились более чем у 670 тысяч человек. В среднем размеры пенсий у этой группы увеличились на 40 тыс. руб.

Тимирязев Александр, г. Минск:

Валерий Валерьевич, не могли бы Вы пояснить, какие новации предусмотрены Указом № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» по повышению пенсий за длительный стаж работы с 1 января 2016 года?

Ковальков Валерий Валерьевич:

На основании подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2016 года предусматривается дополнительное повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим длительный стаж. Это произойдет за счет более высокой стоимости каждого полного года стажа работы сверх 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Стоимость 41-го и 36-го года стажа составит 1,1 процента средней заработной платы для исчисления пенсии, 42-го и 37-го – 1,2 процента, 43-го и 38-го – 1,3 процента, 44-го и 39-го -1,4 процента, 45-го и 40-го – 1,5 процента средней заработной платы для исчисления пенсии или минимальной стоимости года стажа, установленной этим Указом с 1 января 2015 г.

Кроме того, с 1 января 2016 года лицам со стажем работы 36 лет у мужчин и 31 год у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников в республике (т.е. при исчислении размеров пенсий будет учитываться индивидуальный коэффициент заработка до 5).

Шарейко Екатерина, г. Лида:

Сколько в Беларуси получателей социальных пенсий и какой их размер? По оценке, для какого количества мужчин и женщин социальная пенсия будет назначена на 5 лет позже в связи с тем, что у них не имеется минимального 15-летнего (или установленного для отдельных категорий 5-летнего) стажа работы?

Ковальков Валерий Валерьевич:

На начало февраля численность получателей социальных пенсий составила 59,1 тыс. человек. В основном это дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Размеры их пенсий разные – в зависимости от степени утраты здоровья или группы инвалидности – от 1 071,1 тыс. руб. до 1 570,9 тыс. руб. Средний размер социальной пенсии составляет 1 296,4 тыс. руб. Для лиц, которые не являются инвалидами и не имеют минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов, размер пенсии составляет 714,1 тыс. руб.

По оценке, численность лиц, которые не смогут выйти на пенсию по достижении общеустановленного пенсионного возраста по причине отсутствия 15 лет страхового стажа, в 2015 году составит около 1 тыс. человек.

Серегина Светлана, Минская область:

Чем объясняется повышение планки стажа для назначения пенсии? Какова практика других стран, какие там приняты нормативы в данной сфере?

Ковальков Валерий Валерьевич:

В условиях старения населения возрастает потребность в дополнительных средствах и в более рациональном их использовании. Поэтому требования для получения права на государственную пенсию ужесточаются. 15-летний минимальный страховой стаж требуется в Литве, Латвии, Эстонии, Украине. В России он увеличивается до 15 лет постепенно. В странах Евросоюза требуемый стаж, как правило, еще выше.

Тишкович Д.Л., Солигорск:

Планируются ли изменения в законодательство о профессиональном пенсионном страховании»? Каков объем поступивших в 2014 году средств?

Ковальков Валерий Валерьевич:

Профессиональное пенсионное страхование в Республике Беларусь введено с 1 января 2009 г. Его целью является постепенное освобождение общей пенсионной системы от расходов на досрочные пенсии.

25 сентября 2013 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения», которым предоставлено право работникам, занятым в особых условиях труда, заменить формирование досрочной пенсии ежемесячной доплатой к заработной плате.,

Внесение других изменений на данном этапе не планируется.

Сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование, поступивших в 2014 году, составила 1 трлн. 19 млрд. 100 млн. руб. Средства поступили в полном объеме (100%).

Козлов М.М., Гродно:

Скажите, пожалуйста, как изменился реальный размер пенсий за прошедший год и каков прогноз на 2015 год?

Ковальков Валерий Валерьевич:

В 2014 году реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 1,3 процента. В этом году планируется поддержание реальной пенсии на уровне прошлого года.

Хруцкая Нина Вас., Гомельская область:

Здравствуйте! Меня волнует такой вопрос: почему размер пенсий в Беларуси не индексируется в связи с инфляцией? Мне кажется, привязка размеров пенсий к заработной плате при значительном уровне инфляции приводит к тому, что пенсионеры теряют в деньгах.

Ковальков Валерий Валерьевич:

На финансирование пенсионных выплат направляются страховые взносы – отчисления из фонда заработной платы. Другого источника нет. Поэтому основанием для индексации трудовых пенсий является определенный рост уровня заработной платы в республике. Заметим, что при таком механизме индексации пенсий обеспечивается их реальный рост. Например, за последние четыре года реальная пенсия выросла на 39,2 процента.

При индексации трудовых пенсий по росту потребительских цен реальный размер пенсии будет только поддерживаться на сложившемся уровне, а расти не будет.

Хамицевич Вячеслав, Минск:

Когда возможно в Беларуси развитие накопительного уровня пенсионной системы?

Ковальков Валерий Валерьевич:

Если под развитием накопительного уровня пенсионной системы имеется ввиду введение общеобязательного накопительного компонента, то такая мера в стране не предполагается. Уже хотя бы потому, что широко известен негативный опыт подобных реформ в других государствах. Экономические неурядицы текущего пятилетия еще ярче показали уязвимость накопительных механизмов. Весьма показателен в этом отношении опыт нашего ближайшего соседа – России, где спустя десятилетие решение о введении обязательного накопления признано ошибочным. Сегодня там принимаются меры по выведению накопления в добровольный формат – в гражданско-правовое страхование.

Кроме того, на введение накопления нужны огромные средства. Если мы в накопление направим какую-то часть взносов, собранных для выплаты сегодняшних пенсий, то нужно будет найти, чем восполнить потребности для их финансирования. Свободных средств для этого нет ни у государства, ни у работодателей или / и работников.

В то же время в нашей республике уже сегодня имеется возможность для накопления средств на будущую пенсию по дополнительным пенсионным программам, предлагаемым страховыми организациями.

Даниленко Татьяна, г. Пинск:

Здравствуйте! Хочу поблагодарить БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты за организацию онлайн-конференций, за возможность задать вопросы, которые волнуют людей. Меня интересует, планируются ли какие-либо изменения тарифов взносов на социальное (пенсионное) страхование для работодателей?

Ковальков Валерий Валерьевич:

Сегодня тариф взноса на государственное социальное страхование для большинства работодателей составляет 34 процента фонда заработной платы, в том числе 28 процентов на пенсионное страхование и 6 процентов на социальное страхование. Для работника данный тариф составляет 1 процент индивидуального заработка.

За счет указанных взносов финансируются трудовые пенсии (по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, семьям, воспитывающим детей, по безработице и другие выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании. Данный тариф соответствует потребностям Фонда социальной защиты населения на финансирование указанных выплат. Резервов для снижения тарифов взносов не имеется. Поэтому вопрос изменения тарифов на социальное (пенсионное) страхование для работодателей в настоящее время не прорабатывается.

1  2  3  4  5