Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

"Охрана труда: здоровье и безопасность на рабочем месте"

24 02 2016 13:00 - 14:00
Сидорович Виктор Иванович

Директор Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Семич Александр Владимирович
Первый заместитель директора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Каминский Станислав Владимирович
Начальник управления организации надзора и контроля Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - госинспектор труда
Ягелло Ольга Валерьяновна
Заместитель начальника отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
"Охрана труда: здоровье и безопасность на рабочем месте"

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Миско Сергей, Минск:

Здравствуйте! Сколько выявлено и пресечено нарушений законодательства о труде и об охране труда в прошлом году? Сколько должностных лиц оштрафовано и уволено?

Сидорович Виктор Иванович:

В ходе надзорной деятельности государственными инспекторами труда Департамента государственной инспекции труда по результатам проведенных проверок было выдано 5 тыс. 282 требования (предписания) на устранение более 88 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда. За допущенные нарушения привлечены к административной ответственности в виде штрафа 9 тыс. 452 должностных лица, уволен - 91.

Викторчук Елена, Молодечненский район:

Здравствуйте! Каков уровень производственного травматизма со смертельным исходом и с тяжелыми последствиями в Беларуси? Как выглядит по этому показателю наша республика по сравнению с другими странами СНГ?

Сидорович Виктор Иванович:

Уровень производственного травматизма со смертельным исходом (численность погибших на производстве в расчете на 100 тыс. работающих) в Беларуси снизился с 3,6 в 2014 году до 3,0 в 2015-м. В прошлом году удалось сохранить наметившуюся с 2010 года тенденцию снижения количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями. По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда, в организациях республики за 2015 год в результате несчастных случаев на производстве погибли 123 человека и 597 человек получили тяжелые травмы, что соответственно на 25 и 105 человек меньше, чем за 2014 год.

Симончик Валерий, Пинск:

Добрый день! Меня интересует вопрос, какие отрасли и специальности остаются наиболее травмоопасными? Спасибо.

Семич Александр Владимирович:

Наиболее подвержены риску смертельного травмирования остаются работники следующих профессий: водители автомобилей, трактористы-машинисты сельскохозяйственных машин, электромонтеры по обслуживанию и ремонту электрооборудования, вальщики леса, животноводы, подсобные рабочие, сторожа и электрогазосварщики.

Анализ показывает, что наибольшее количество погибших в результате несчастных случаев на производстве отмечается ежегодно в организациях таких видов экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 33%, промышленность и строительство - по 23%. При этом в 2015 году во всех отраслях экономики уменьшилось число случаев гибели людей на производстве.

Миловидова Раиса, Гомельская область:

Каков среднестатистический портрет погибшего на производстве - пол, возраст, специальность, работа в государственной или коммерческой структуре, образование, состояние опьянения, наличие детей и т.д.? Меняется ли этот портрет в последние годы? Появляются ли в нем новые черты?

Каминский Станислав Владимирович :

На протяжении нескольких лет профессия водителя автомобиля является наиболее подверженной риску смертельного травмирования, средний возраст погибших колеблется в диапазоне 43-46 лет.

Большинство погибших на производстве были работниками организаций государственной формы собственности. В 2015 году средний возраст получивших смертельные травмы на производстве составил 44 года. Преобладают среди погибших мужчины. В 2015 году 23,5% от общего количества погибших находились в состоянии алкогольного опьянения.

Королько В.В., Гродно:

Добрый день! Насколько, по вашему мнению, эффективны обязательные проверки работников на алкогольное опьянение?

Каминский Станислав Владимирович :

Об эффективности таких проверок можно судить по следующим цифрам. Так, за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических веществ в рабочее время или по месту работы в 2014 году трудовые отношения прекращены с 4,9 тыс. работников, в 2015 году - свыше 5,8 тыс. При этом количество работников, получивших на производстве тяжелые травмы, находясь в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, уменьшилось с 73 человек в 2014 году до 66 человек в 2015 году.

Масевич Е.К., Светлогорск:

Какой объем средств выплачен за 2015 год по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний? Сколько человек получили возмещение?

Семич Александр Владимирович:

В прошлом году 29 тыс. 460 человек получили возмещение по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Расходы организаций по страховым выплатам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 888 млрд. 681 млн. рублей.

Жамойтик Михаил, Минская область:

Хотелось бы знать ваше мнение по поводу мер воздействия к нарушителям законодательства об охране труда? Планируется ли ужесточение ответственности?

Сидорович Виктор Иванович:

Применяются различные виды ответственности к работодателям и работающим, виновным в нарушении законодательства об охране труда. Это дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, увольнение), административная и уголовная ответственность. Вид ответственности определяется в каждом конкретном случае с учетом допущенных нарушений требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических.

Согласно пункту 3 Плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" предусмотрено внесение предложений о корректировке Кодекса об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности должностных лиц за необеспечение своевременного проведения обязательных медицинских осмотров работников или освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в части установления административной ответственности работников за нарушение требований законодательства об охране труда.

Торопецкий Александр, Минск:

Насколько мне известно, законодательно закреплена норма об обязательном информировании любой организацией местного исполнительного и распорядительного органа, на подведомственной территории которого данная организация расположена, о ЧП на производстве. Есть ли факты сокрытия случаев производственного травматизма нанимателями? Какие за это предусмотрены санкции?

Каминский Станислав Владимирович :

Такие факты есть, к сожалению, хотя они единичные. Впрочем, тайное становится явным, как говорится. Дело в том, что организациям здравоохранения предписано в течение одного рабочего дня информировать страхователей, страховщика о людях, которым была оказана медицинская помощь в связи с травмами на производстве. Кроме того, информация о лицах, получивших травмы на производстве, ежемесячно поступает из учреждений здравоохранения в структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда. При проверке госинспекторами труда представленных сведений о получении работниками организаций травм на производстве принимаются меры, обязывающие нанимателей проводить расследование происшедших в организациях несчастных случаев. Кроме того, о фактах сокрытия несчастных случаев на производстве становится известно из заявлений потерпевших работников либо их родственников, поступающих в Департамент государственной инспекции труда и его обособленные структурные подразделения.

В соответствии со статьей 9.20 Кодекса об административных правонарушениях сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо - от 50 до 100 базовых величин.

Как действовать потерпевшему - идти ли на поводу у нанимателя или настаивать на регистрации несчастного случая? Это решать ему самому. Однако работникам, которые согласились скрыть травму на производстве, необходимо помнить, что в таких случаях они лишаются каких-либо социальных гарантий, предоставляемых государством в случае утраты ими трудоспособности. Также следует учитывать, что спустя даже непродолжительное время иногда становится затруднительным установить истинные обстоятельства и причины, повлекшие факт травмирования на производстве. Поэтому в соответствии с требованиями законодательства работник должен немедленно сообщать страхователю о несчастном случае на производстве.

Козленко Светлана, Лунинец:

Сколько в этом году расторгнуто контрактов за пьянство на рабочем месте? Какие, по вашему мнению, нужны дополнительные меры по предотвращению пьяного травматизма на производстве?

Ягелло Ольга Валерьяновна:

В соответствии с требованиями директивы №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" в 2015 году расторгнуты контракты за распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических средств в рабочее время или по месту работы с 873 работниками.

Для предотвращения травмирования работников в состоянии алкогольного опьянения необходимо принимать меры по усилению ответственности работодателя за допуск к выполнению работ с повышенной опасностью работающих, не прошедших предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за допуск к работе, неотстранение от работы в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Действенной мерой в борьбе с пьянством на производстве стало введение с 23 февраля 2010 года административной ответственности в виде штрафа за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В соответствии со статьей 17.3 Кодекса об административных правонарушениях нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения влечет наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых величин, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания - наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин или административный арест.

Дурко В.В., Минск:

Скажите, пожалуйста, может, следует обязать организации создавать такие пропускные системы, которые должны исключать случаи проноса алкогольных напитков на территорию?

Сидорович Виктор Иванович:

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работодатель обязан не допускать к работе, отстранять от работы в соответствующий день (смену), не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В этой связи необходимо исключать случаи проноса алкогольных напитков на территорию организации, проводить разъяснительную и воспитательную работу по профилактике правонарушений, борьбе с пьянством, а также предусматривать меры стимулирования и ответственности работников за соблюдение трудовой дисциплины.

Формы и методы работы по исключению проноса алкогольных напитков на территорию организаций определяются самими работодателями.

1  2  3