Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

«Практическое применение законодательства об охране труда»

18 11 2016 10:00 - 11:00
Старовойтов Игорь Григорьевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
Карчевский Иван Александрович
Начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Каменецкая Ирина Николаевна
Заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Валетко Ольга Ивановна
Начальник отдела государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
«Практическое применение законодательства об охране труда»

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Батан Д.С., г.Светлогорск:

В коммерческой организации основным видом деятельности которой является оптовая и розничная торговля, для использования в служебных целях на балансе организации имеются транспортные средства, находящиеся в собственности. Вышеуказанные транспортные средства используются работниками по мере необходимости и закрепляются за ними приказами руководителя (в штате организации водитель отсутствует). Обязаны ли вышеуказанные работники проходить инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по профессии «водитель»?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Да, обязаны проходить инструктаж по охране труда и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессии «водитель».

В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством.

В вашем случае работник в служебных целях использует служебный автомобиль, соответственно, осуществляет управление транспортным средством как водитель. Следовательно, на работника, управляющего транспортным средством нанимателя, будет распространяться норма пункта 44 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, согласно которой специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с главой 2 этой Инструкции.

Прохождение стажировки при выполнении работ специалистами работ по рабочим профессиям законодательством не предусмотрено.

Юдин С.Б., г.Сморгонь:

В составе нашего ОАО есть отделы продаж, расположенные во всех областных центрах. Правильно ли что вновь принимаемые туда работники приезжают на вводный инструктаж в ОАО в Минск да ещё за свои деньги?

Карчевский Иван Александрович:

При территориальной удалённости структурного подразделения руководителем организации могут возлагаться обязанности по проведению вводного инструктажа на руководителя данного структурного подразделения. Регистрация вводного инструктажа в этом случае осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по месту его проведения.

Жданович Г.П., г.Кобрин:

Для выполнения каких работ может быть заключен трудовой договор с лицами в возрасте от 14 до 16 лет?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

В соответствии с частью второй статьи 272 Трудового кодекса Республики Беларусь с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор в установленном законодательством порядке может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы или занятия профессиональным спортом, которые не являются вредными для его здоровья и развития; не препятствуют получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144.

Дулинец С.Ф., г.Глубокое:

Юридическое лицо в установленном порядке получило аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда (далее – аккредитация). В настоящее время со специалистом по охране труда, заявленным для целей аккредитации, прекращены трудовые отношения. Приостанавливается ли действие аккредитации в данном случае? Что необходимо предпринять такому юридическому лицу?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Да. Действие аккредитации должно приостанавливаться, ввиду того, что не соблюдается требование пункта 4 Инструкции о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 28.

Отсутствие в штате юридического лица, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, специалиста по охране труда соответствующей квалификации, для которого работа у данного нанимателя является основным местом работы по трудовому договору (контракту), имеющего высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет или имеющего иное высшее образование, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет и прошедшего переподготовку по специальности «специалист по охране труда», свидетельствует о несоблюдении требований подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции.

Принимая во внимание, что в реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с пунктом 13 Инструкции включаются сведения, содержащие основание приостановления либо аннулирования аккредитации, полагаем целесообразным в случае отсутствия в штате юридического лица, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, соответствующего специалиста по охране труда, направить заявление об аннулировании либо приостановлении действия аккредитации.

Новиков В.И., Могилевский р-он:

Должен ли проходить проверку знаний по вопросам охраны труда главный бухгалтер, главный экономист?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Необходимость проверки знаний по вопросам охраны труда у главного бухгалтера, главного экономиста определяется руководителем. В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, руководитель организации на основании Типового перечня руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, установленного в приложении 6 к Инструкции, утверждает соответствующий перечень.

Должности «главный бухгалтер», «главный экономист», исходя из нормы пункта 6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. №1, относятся к категории «Руководители».

Принимая во внимание подпункт 1.1 пункта 1 Типового перечня, полагаем, что в случае, если в должностные обязанности главного бухгалтера, главного экономиста включены вопросы охраны труда по соответствующим направлениям деятельности (например, проведение инструктажа по охране труда с работниками, находящимися в непосредственном подчинении, осуществление контроля за соблюдением ими законодательства об охране труда и др.), то имеется необходимость в проведении у них проверки знаний в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в их обязанности.

Остапченя И.В, г.Минск:

Слышал, что ведется работа в настоящее время по внесению изменений в Закон об охране труда, так ли это?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Да. В настоящее время ведется работа по корректировке Закона Республики Беларусь «Об охране труда» в части наделения должностных лиц полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда. Законопроектом предлагаются и другие изменения, дополнения с учетом практики применения данного Закона. В ближайшие дни ознакомиться с законопроектом можно будет на официальном сайте Минтруда и соцзащиты в рубрике «Обсуждение законопроектов».

Кузнецов В.Н., г.Солигорск:

Куда в бухгалтерском учете относить расходы на приобретение средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), выдаваемых работникам сверх установленных типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты?

Каменецкая Ирина Николаевна:

В настоящее время порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов организации, в том числе на приобретение СИЗ, определяется ее учетной политикой.

Согласно статье 9 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О бухгалтерском учете и отчетности» организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.

Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209, в настоящее время не регламентирует требования к бухгалтерскому учету расходов на приобретение СИЗ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях.

Из выше изложенного следует, что все вопросы, связанные с бухгалтерским учетом расходов на приобретение СИЗ должны быть разрешаться организацией самостоятельно, исходя из учетной политики организации.

Волотович Д.Ф., г.Слуцк:

Можно ли в локальных нормативных правовых актах организации устанавливать иные сроки носки средств индивидуальной защиты, отличные от сроков носки, установленных типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты?

Карчевский Иван Александрович:

Сроки носки средств индивидуальной защиты, установленные в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи СИЗ, определены с учетом того, что в течение этого периода защитные свойства и гигиенические характеристики СИЗ при правильной эксплуатации будут соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.

Согласно пункту 33 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209, сроки носки СИЗ могут быть продлены по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами при условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя). В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным. Иных случаев продления срока носки СИЗ законодательством не предусмотрено.

Исходя из вышеизложенного, организация не имеет оснований для установления в своих локальных нормативных правовых актах сроков носки СИЗ отличных от установленных типовыми нормами.

Вместе с тем, полагаем, что если комиссия по контролю качества СИЗ, созданная в организации в соответствии с пунктом 28 Инструкции, установит, что СИЗ, по истечении сроков носки, определенных типовыми нормами, соответствуют нормам ТНПА по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий, то в каждом конкретном случае срок носки указанных СИЗ может быть продлен решением комиссии на период сохранения защитных свойств в пределах сроков носки, установленных изготовителем СИЗ.

Семенов А.В., Минск:

Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие основные нарушения законодательства об охране труда выявляются в организациях ЖКХ? Где можно ознакомится с данными по производственному травматизму в организациях ЖКХ? Спасибо.

Карчевский Иван Александрович:

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда в январе-октябре 2016 года в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства 3 работника погибло и 13 работников получили тяжелые производственные травмы (за аналогичный период 2015 года 6 и 26 человек соответственно)

Основными нарушениями законодательства об охране труда, повлекшими травмирование работников явились:

- допуск потерпевшего к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда;

- нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда;

- привлечение потерпевшего к работе не по специальности;

- нарушение технологического процесса;

- невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда.

Петройчук. А.И., г. Минск:

Как предоставлять документы в электронном виде по аттестации рабочих мест по условиям труда, действующей на 1 января 2009 г.?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 4, нанимателями представляются документы по аттестации в электронном виде в республиканский банк данных.

По результатам очередной аттестации, проведенной в 2008 году в связи с окончанием действия предыдущей аттестации, в «Модуль электронной формы» загружаются: карты аттестации рабочих мест по условиям труда только по рабочим местам работников, профессии (должности) которых предусмотрены Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее Списки) не зависимо от класса вредности, перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям Списков, приказ нанимателя об утверждении результатов аттестации (далее – материалы аттестации 2008 года).

По результатам аттестации, проведенной впервые в 2008 году, в «Модуль электронной формы» также вводятся все вышеперечисленные документы.

По результатам очередных аттестаций, проведенных до 2008 года (например, в 2007, 2006, 2005 годах) в соответствии с «Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», и действующих на 1 января 2009 года, в «Модуль электронной формы» загружаются материалы аттестации, проведенной на рабочих местах в 2008 году, для определения права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Одновременно подгружается приказ об утверждении результатов аттестации 2007 (2006, 2005) года. При этом период действия результатов аттестации указывается в соответствии с приказом об утверждении результатов аттестации 2007 (2006, 2005) года.

1  2