Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

«Практическое применение законодательства об охране труда»

19 сентября 2017 10:00 - 11:00
Старовойтов Игорь Григорьевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
Карчевский Иван Александрович
Начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Каменецкая Ирина Николаевна
Заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
«Практическое применение законодательства об охране труда»

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Городник Алексей Константинович, Новополоцк завод:

Какие требования предъявляются к организации безопасной эксплуатации велосипедов на предприятии? Какие требования предъявляются к лицам эксплуатирующим велосипеды на территории предприятия(обучение, проверка знаний и т.д.)?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Эксплуатация велосипедов в организации должна осуществляется с учетом норм главы 20 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 №551.

Требования по охране труда при эксплуатации велосипедов должны быть изложены в локальных нормативных правовых актах (например, в инструкциях по охране труда для профессий), а работники, эксплуатирующие велосипеды должны быть проинструктированы по вопросам безопасного движения на велосипеде по территории организации.

Козлов В.Г., г. Брест:

Ежегодно в организации проходят практику учащиеся колледжа (специальность «Металлорежущие станки и инструменты»). На момент прибытия на практику они имеют Свидетельство о присвоении им одной из профессий: оператор станков с программным управлением, токарь, фрезеровщик. Во время прохождении практики учащиеся под руководством опытных рабочих получаю навыки на токарных и фрезерных станках с программным управлением и соответствующие знания по охране труда при работе на них. Некоторые из этих учащихся через три месяца приходят в эту организацию на дельнейшую работу и уже самостоятельно работают на этих же станках. Обязательно ли в этом случае проведение стажировки и последующей проверки знаний по охране труда?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Да обязательно. Лица, проходившие в вашей организации производственную практику, являлись учащимися, а не работающими.

В соответствии с пунктом 23 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция), работающие по профессиям рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда.

Указанные в вашем обращении лица, принятые впоследствии на работу в организацию, должны пройти стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда. Вместе с тем, пунктом 25 Инструкции установлена минимальная продолжительность стажировки по вопросам охраны труда в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ (не менее двух рабочих дней). Принимая во внимание, что указанные в вашем обращении лица, принимаемые на работу в организацию, получали навыки работы на установленном в вашей организации оборудовании в ходе прохождения производственной практики, полагаем возможным установить для них период прохождения стажировки по вопросам охраны труда с учетом полученных навыков, но не менее двух рабочих дней.

Филиппович Е.А., г. Минск:

В настоящее время организация закупает специальную одежду и специальную обувь с более высокими техническими характеристиками. После окончания срока носки выданные специальная одежда и специальная обувь не теряет своих защитных свойств, остается исправной и пригодной для дальнейшего использования. Допускается ли при формировании норм выдачи средств индивидуальной защиты организации устанавливать иные сроки носки выдачи СИЗ?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Не допускается. Согласно пункту 33 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209, срок носки специальной одежды и специальной обуви может быть продлен по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами при условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя). В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным. Иных случаев продления срока носки СИЗ законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, полагаем, что если комиссия по контролю качества средств индивидуальной защиты организации (далее – комиссия) установит, что СИЗ, по истечении сроков носки соответствуют нормам технических нормативных правовых актов по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий, то в каждом конкретном случае срок носки СИЗ может быть продлен решением комиссии на период сохранения защитных свойств в пределах сроков носки, установленных изготовителем СИЗ.

Презов Н.М., г. Минск:

Кто может отстранить от работы руководителя организации в случае нахождения его в состоянии алкогольного опьянения?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Статьей 253 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) определено, что права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором.

Трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (статья 254 ТК).

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 утверждены Инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих (далее – Инструкция № 1), Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих (далее – Инструкция № 2) и установлен перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее – Перечень).

В соответствии с частью второй пункта 2 Инструкции № 2 работодатель имеет право проводить освидетельствование работающих в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в отношении руководителя организации принять решение о проведении освидетельствования и, при необходимости, последующего отстранения от работы, может собственник имущества организации либо уполномоченный им орган.

Коваленко К.А., г. Барановичи:

В организации имеется должностное лицо, на которого возложены обязанности по организации работы по охране труда и осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Возможно ли заключить договор с индивидуальным предпринимателем, аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда, только для его участия в работе комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда.

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Нет. С индивидуальным предпринимателем не может быть заключен договор об оказании услуг в области охраны труда исключительно для его участия в работе комиссии организации. Поскольку в организации имеется должностное лицо, на которое возложены функции специалиста по охране труда, то учитывая пункт 2 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210, в состав комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда должно быть включено это должностное лицо.

Наумов В.Я., г. Барановичи:

Может ли организация включит в состав комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда индивидуального предпринимателя, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда в качестве специалиста по охране труда?

Карчевский Иван Александрович:

Да. Исходя из статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон) наниматель в целях осуществления функций специалиста по охране труда (службы охраны труда) имеет право привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда (далее – юридическое лицо). Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) установлены Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98.

Поликарпов Д.В., г. Минск:

Для работы я использую личный автомобиль. Надо ли мне проходить медосмотр и инструктаж?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Нет. Законодательство о труде допускает возможность использования личного автомобиля в интересах нанимателя. В соответствии со статьей 106 Трудового кодекса Республики Беларусь работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.

В случаях использования работниками личного транспорта для осуществления своих должностных обязанностей, полагаю, что рассматривать данную категорию работников с точки зрения привлечения к выполнению работ в качестве «водителя автомобиля» и, следовательно, предъявлять какие-либо требования к данной категории работников, оснований не имеется.

Линин М.В., г. Лунинец:

Должен ли работодатель предоставлять компенсации по условиям труда (сокращенную продолжительность рабочего дня, молоко и др.) работающим по гражданско-правовым договорам?

Карчевский Иван Александрович:

Обязанность работодателя предоставлять работающим по гражданско-правовым договорам компенсации по условиям труда законодательством не предусмотрена. Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» компенсации по условиям труда им могут устанавливаться в соответствии с данными договорами.

Рожков И.И., г. Минск:

Чем отличается проведение внутреннего аудита системы управления охраны труда от выполнения контроля за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации. Можно ли проведение ежемесячного (ежеквартального) контроля совместить с аудитом?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Нет. Нельзя путать два понятия «внутренний аудит» и «контроль за соблюдением законодательства об охране труда».

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда, проводимый с определенной периодичностью, является одним из видов контроля, который предусматривает участие работников в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве. Должностные лица, осуществляющие контроль, наделены властными полномочиями (выдача обязательных для исполнения предписаний, запрет на эксплуатацию оборудования и т.д.).

Государственный стандарт СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной руда. Требования» предусматривает управление охраной труда посредством таких понятий, как «аудит», «мониторинг», «проверка». Внутренний аудит системы управления охраной труда проводится с целью определения действительно ли система управления охраной труда внедрена и функционирует должным образом. Результаты аудита могут послужить основанием для внесения изменений в систему управления охраной труда.

Гореликов В.Н., г. Минск:

Должен ли проходить проверку знаний по охране труда специалист, переведенный на профессию рабочего и прошедший перед этим проверку знаний по охране труда как специалист?

Карчевский Иван Александрович:

Должен. Порядок проведения обучения и проверки знаний работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда установлен главой 2, а руководителей и специалистов – главой 3 Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция).

Рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля, проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, но не реже одного раза в год.

Руководители и специалисты организации не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда.

На основании изложенного, специалист, переведенный для выполнения работ по профессии рабочего, в обязательном порядке должен пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в порядке, установленном в главе 2 Инструкции.

1  2