Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

«Практическое применение законодательства об охране труда»

08 октября 2018 11:00 - 20:00
Старовойтов Игорь Григорьевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
Карчевский Иван Александрович
Начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Каменецкая Ирина Николаевна
Заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
«Практическое применение законодательства об охране труда»
ПРОШЕДШИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
25 октября 2018 | 15:00 - 25 октября 2018 | 16:00

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Марченко Светлана Алексеевна, Витебская область:

Осень в Беларуси началась не лучшей статистикой происшествий на производствах. Прошло чуть больше недели после случая на «Могилевдреве» - уже на Обольском керамическом заводе пострадал рабочий при возгорании мазута. Есть ли в целом оперативные данные по производственному травматизму со смертельным исходом и тяжелыми последствиями? Кто по ним понес ответственность? И бывают ли случаи, когда факт травмирования замалчивается?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года в организациях республики погибло 107 работников, из которых 16 в момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения.

По всем фактам травмирования работников на производстве проводятся специальные расследования (расследования), в результате которых устанавливаются обстоятельства и причины произошедшего и, в случае установления вины уполномоченных должностных лиц нанимателя, виновные лица в соответствии с законодательством привлекаются к административной и (или) уголовной ответственности. Безусловно, имеют место случаи «замалчивания» нанимателями фактов травмирования работников на производстве. Вместе с тем, стоит отметить, что благодаря взаимодействию с органами прокуратуры, Следственного комитета, здравоохранения, Государственного комитета судебных экспертиз факт травмирования работников на производстве утаить практически невозможно. При этом в случае несообщения (несвоевременного сообщения) о несчастном случае на производстве наниматель привлекается к административной ответственности.

Дмитрий Пантиль, Минский район:

Сколько в целом, за истекший период этого года выявлено и пресечено нарушений законодательства о труде и об охране труда? Как много должностных лиц оштрафовано и уволено?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

В отчетном периоде государственными инспекторами труда Департамента проведено 58 внеплановых проверок с использованием соответствующих контрольных списков вопросов (чек-листов), в ходе которых предписано к устранению 124 нарушения законодательства о труде и об охране труда, по предложениям государственных инспекторов труда работодателями в добровольном порядке приостановлена работа 12 единиц станков, машин и производственного оборудования. По результатам проведенных 972 обследований по заявлениям проверяемых субъектов рекомендовано к устранению более 17,6 тыс. нарушений законодательства о труде и об охраны труда, из которых 14 тыс. нарушений требований охраны труда. Также государственными инспекторами труда предложено запретить эксплуатацию 35 цехов (производственных участков) и 585 единиц станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. По результатам рассмотрения данных предложений субъектами хозяйствования решений о нецелесообразности указанных приостановок не принималось. Кроме того, в ходе проведения с согласия субъектов хозяйствования 842 мониторингов рекомендовано к устранению свыше 16 тыс. нарушений законодательства об охране труда.

Всего за нарушения законодательства о труде и об охране труда привлечено к административной ответственности в виде штрафа 1868 уполномоченных должностных лиц на сумму 242,1 тыс. рублей и 962 нанимателя на сумму 236,4 тыс. рублей. Кроме того, за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) либо неинформирование в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) составлено и направлено в суды 44 протокола об административном правонарушении.

Виктор Тишкевич, Минский район:

Каков обобщенный портрет жертвы ЧП на производстве? Какие отрасли и специальности остаются наиболее травмоопасными?

Карчевский Иван Александрович:

На протяжении нескольких лет профессия водителя автомобиля является наиболее подверженной риску травмирования, средний возраст потерпевших колеблется в диапазоне 45-49 лет. Большинство потерпевших на производстве с тяжелыми последствиями были работниками организаций коммунальной формы собственности. В январе-августе году средний возраст получивших на производстве травмы с тяжелыми последствиями составил 44 года. Преобладают среди потерпевших мужчины.

Наиболее подвержены риску травмирования водители автомобилей, трактористы-машинисты сельскохозяйственных машин, электромонтеры, вальщики леса, животноводы, подсобные рабочие, сторожа. Анализ показывает, что наибольшее количество потерпевших с тяжелыми последствиями в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года отмечено в организациях таких видов экономической деятельности, как промышленность – 27 процентов, строительство – 19 процентов, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 17 процентов.

Панкратова В.И., Новополоцк:

Много ли в стране насчитывается мест с вредными и опасными условиями труда? Уменьшилось ли их число за последние годы или, наоборот, выросло?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Согласно данным государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда» на начало года в организациях насчитывалось 656 700 рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.

В республике имеется устойчивая тенденция к снижению количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Если в 2013 году их было 759 576, то в 2015 - 707 576, 2016 - 683 783.

Корреспондент БЕЛТА, Минск:

В Беларуси вносятся изменения в закон об охране труда, на какой стадии находится рассмотрение документа сейчас? И если внесение поправок в законодательство связано с изменением подходов к регулированию правоотношений в сфере охраны труда, а именно - смещением на профилактику и контроль за соблюдением норм безопасности в самих организациях, то не станут ли недавние трагические происшествия на производствам поводом для корректировки вносимых предложений?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

В настоящее время проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – проект Закона) в установленном порядке внесен в Правительство Республики Беларусь. Проект Закона направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь «Об охране труда» с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности. В проекте Закона предусмотрены нормы, направленные на профилактическую работу по соблюдению требований по охране труда.

Одним из основных критериев выполнения Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», изложенной Указом Президента Республики Беларусь 12.10.2015 № 420 считается обеспечение здоровых и безопасных условий труда, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) определено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается, в том числе на принципе персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

В соответствии с пунктом 6 Декрета № 7 непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.

Таким образом, законодательством уже предусмотрены меры ответственности к руководителям организаций, не принявших необходимых мер по надлежащей организации деятельности этой организации.

Татьяна Прашкевич, Витебск:

В проект документа об изменениях в закон охране труда включены среди прочих две дополнительные статьи - "Охрана труда домашних работников" и "Охрана труда работников-надомников". Что именно они предполагают?

Карчевский Иван Александрович:

Действительно проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» определяются обязанности и права нанимателей, работников-надомников, а также граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников.

Например, проектом Закона предусмотрено, что:

работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда;

граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны информировать домашних работников о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;

осуществлять обязательное страхование домашних работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

исполнять иные обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.

Данные новации позволят обеспечить предоставление указанным работникам гарантий права на охрану труда.

Архипов Е.А., Барановичи:

Любопытно узнать, как часто прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины становятся причиной увольнения в Беларуси?

Каменецкая Ирина Николаевна:

В 2017 году по данным Белстата в организациях республики (за исключением микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) работниками совершено 115,6 тыс. прогулов и других нарушений трудовой дисциплины, в результате чего потеряно 549,6 тыс. человеко-дней (в 2016 году – соответственно 113,9 и 548,3 тысячи).

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь мониторинг трудовой дисциплины (соблюдения трудовой дисциплины, а также пропускного режима в организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы) не ведется. В связи с чем, провести соответствующий анализ и указать численность работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за допущенные нарушения трудовой дисциплины, невозможно.

Александр Филиппенко, Могилев:

Сколько было выплачено средств в этом году по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний? И много ли работников получили возмещение?

Каменецкая Ирина Николаевна:

По данным БРУСП «Белгосстрах» в 2017 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 99,1 млн. рублей (в 2016 году – 92,8 млн. рублей).

Антипенко Вера Сергеевна, Браслав:

Часто ли в Беларуси выявляются нарушения по выплате зарплаты ниже размера минималки? Понесли ли виновные ответственность и какую?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

В рамках надзора за соблюдением законодательства о труде в части соблюдения законодательства о минимальной заработной плате за январь-сентябрь 2018 года выявлено 168 фактов нарушения законодательства о минимальной заработной плате. Наибольшее количество случаев нарушения законодательства о минимальной заработной плате выявлено в Витебской, Гродненской и Брестской областях. К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 133 должностных лица нанимателей на сумму 9,0 тыс. рублей.

Климантович Ольга Георгиевна, Минская область:

В результате произошедшего несчастного случая на производстве, погиб Работник предприятия. По результатам проведенного расследования установлена вина Нанимателя. На момент произошедшего Коллективным договором предусмотрены выплаты семье погибшего с сумме 10 ср. годовых заработков, на момент заключения о причинах несчастного случая сумма выплат составляет 5 ср. год. заработков. Кто относится к членам семьи погибшего Работника и какую сумму должен выплатить Наниматель?

Карчевский Иван Александрович:

Трактовка Положений Коллективного договора осуществляется сторонами его заключившими, поэтому для уточнения, кто относится к членам семьи в соответствии с нормами Коллективного договора и размеров причитающихся выплат, необходимо обратиться к нанимателю или в профсоюзный комитет организации, где работал погибший.

1  2  3