Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

Практическое применение законодательства об охране труда

04 09 2019 11:00 - 12:00
Старовойтов Игорь Григорьевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
Сидорович Виктор Иванович

Директор Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Каменецкая Ирина Николаевна
Заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Практическое применение законодательства об охране труда

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Кондратьева Елена Владиславовна, г. Витебск:

Можно ли ввести должность специалиста по охране труда в организации не на полную штатную единицу, а на полставки?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Нормы частей первой и четвертой статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» обязывают нанимателя вводить должность специалиста по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек.

При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда.

При решении вопроса о введении должности специалиста по охране труда необходимо учитывать, что организация работы по охране труда и осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда предполагают выполнение специалистом по охране труда трудовых функций в течение полной продолжительности рабочего времени.

Таким образом, в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек должность специалиста по охране труда должна быть введена на полную штатную единицу, а не на ее долю.

Вместе с тем, при реализации права по введению должности специалиста по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников менее 100 человек, в организациях других сфер деятельности – менее 200 человек наниматель может ввести такую должность не на полную штатную единицу, а на ее долю (например, 0,5; 0,25).

Глушаков Илья Игоревич, г. Витебск:

На специалиста по охране труда допускается возлагать обязанности по организации работы по пожарной безопасности и гражданской обороне?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Исходя из статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) под трудовой функцией понимается работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Исходя из статьи 194 ТК, должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом, которая разрабатывается в соответствии с квалификационной характеристикой (тарифно-квалификационной характеристикой) должности (профессии), которую занимает работник.

Согласно пунктам 9 и 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

При этом, в должностной инструкции работника могут быть изложены как полностью, так и частично трудовые функции, предусмотренные в разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики соответствующей должности.

По решению нанимателя трудовая функция (должностные обязанности) работника может предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего.

Таким образом, законодательство об охране труда не содержит норм, запрещающих возложение на специалиста по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности по охране труда) обязанностей по организации работы по пожарной безопасности и гражданской обороне.

Полевчук Максим Валерьевич, г. Минск:

Может ли индивидуальный предприниматель, аккредитованный на оказание услуг в области охраны труда, оказывать услуги организациям производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, организациям других сфер деятельности - свыше 200 человек, и может ли он проводить вводный инструктаж по охране труда с работниками этих организаций?

Каменецкая Ирина Николаевна:

В организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек однозначно требуется введение в штат должности специалиста по охране труда. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.

Учитывая изложенное, в случае, если в организации требуется введение должности специалиста по охране труда или возможно возложение соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо нанимателя, имеющее необходимую подготовку, заключение договора на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда, исключено.

Согласно части второй пункта 47 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, вводный инструктаж по охране труда проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности. В микроорганизациях вводный инструктаж может проводиться руководителем организации.

Принимая во внимание, что для осуществления функций специалиста по охране труда может привлекаться индивидуальный предприниматель, аккредитованный на оказание услуг в области охраны труда, а также учитывая часть первую статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», им может проводиться вводный инструктаж по охране труда с работниками, если это предусмотрено договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем.

Дроздович ПВ, -:

Проблему роста числа погибших или травмированных на производстве обсуждали на заседании Совмина в апреле этого года. Тогда заявлялось в том числе о пересмотре схемы страховых выплат при получении травм на производстве. Почему до сих пор не были введены изменения, будут ли они введены, какие и когда?

Хвойницкий ПС г. Береза

Ранее в Минтруда заявляли, что нужно пересмотреть дифференциацию страховых тарифов в зависимости от степени профессиональных рисков. Будет ли это сделано? И когда?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Вопросы страхования от несчастных случаев на производстве регулируются Указами Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования». Внесение соответствующих изменений в названные законодательные акты в части пересмотра схем страховых выплат при получении производственных травм требует тщательной проработки. В целях выполнения решений заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь, на котором рассматривался вопрос производственного травматизма с тяжелыми последствиями, Министерством финансов с заинтересованными проводится соответствующая работа.

Бойко Анастасия Ивановна, Минск:

Расскажите, пожалуйста, когда будет пересмотрен список запрещённых женских профессий? На данный момент в нем 181 профессия и этот список - наследие советского союза.

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Требования к состоянию производственной среды, трудовому процессу, рабочим местам для женщин устанавливают Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда женщин», Гигиенический норматив «Допустимые показатели факторов производственной среды и трудового процесса женщин», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 194 (далее - Санитарные нормы и правила).

В целях пересмотра Списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35 (далее – Список), в сторону сокращения целесообразно рассмотреть возможность проработки процедуры и критериев увязки ограничительных положений Списка, с реальным состоянием условий труда (данными комплексной гигиенической оценки труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, лабораторного контроля за состоянием факторов производственной среды), что позволит принимать решение о возможности применения труда женщин в ряде производств, профессий и работ в каждом конкретном случае. При этом Список может быть пересмотрен после актуализации Санитарных норм и правил с учетом использования современных технологий в трудовых процессах, внедрения новых (менее опасных) технологий.

Кондратенко Екатерина Тарасовна, Минск:

Добрый день! 1) На сайте было разъяснение, что не все время управления автомобилем у водителей оценивается как фиксированная поза, т.к. организация рабочего места водителя должна обеспечивать поддержание удобной рабочей позы. Оценивать ли по такому принципу фиксированную позу машинистов кранов, водителей погрузчиков, трактористов, у которых, к примеру, не предусмотрена регулировка положения сидений? 2) На предприятии создано новое рабочее место грузчика. Согласно проведенным инструментальным замерам нет превышений. Предварительный расчет тяжести по количеству перемещаемых грузов соответствует классу 3.1 (однако, об этом ничего не сказано в п. 5 постановления 253). Нужно ли проводить аттестацию данного рабочего места? 3) Какие мероприятия по улучшению условий труда можно реализовать при выполнении работ на рабочем месте с ионизирующим излучением (например, рентген-лаборант); биологическим фактором (работа с пациентами); работы в производственных помещениях с предусмотренной технологической температурой ниже допустимых значений для рабочего места? 4) В итоговом приказе по результатам аттестации прописывается «… ознакомить работников с результатами аттестации под роспись». При изменении класса условий труда (снижение) нужно ли ознакамливать работников заранее (до утверждения результатов аттестации)? И в какой срок?

Каменецкая Ирина Николаевна:

1. Определение времени нахождения машиниста крана, водителя погрузчика, тракториста в фиксированной позе осуществляется на основании фотографии рабочего времени, которая формируется с учетом данных, полученных с помощью хронометражных наблюдений в период управления транспортным средством. Если установлено время, когда машинист крана, водитель погрузчика, тракторист при управлении транспортным средством не имеет возможности изменить взаимное положение различных частей тела относительно друг друга (т.е. какое-то время остается абсолютно неподвижным), то его можно рассматривать как время нахождения работника в фиксированной позе. Вместе с тем, полагаю, что у машиниста крана, водителя погрузчика, тракториста характер их работы не позволяет им находиться в фиксированной позе.

2. В соответствии с пунктом 5-1 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение о порядке проведения аттестации), по решению аттестационной комиссии в Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, включаются иные рабочие места при условии, в том числе, наличия на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды выше предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней, обусловленных технологическим процессом, подтвержденных протоколами измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды.

Иных оснований для включения рабочих мест в Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, не предусмотрено.

Таким образом, предварительный расчет показателей тяжести трудового процесса по количеству перемещаемых грузов, не является основанием для включения рабочего места в данный Перечень, без выполнения других требований пункта 51 Положения. Если расчет является единственным основанием, то проводить аттестацию не требуется.

3. В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации, по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывается и реализуется план мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В указанный план прописываются все возможные меры для снижения воздействия на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды. Например, к таким мероприятиям можно отнести замену оборудования на более современное для уменьшения времени работы: с источником ионизирующего излучения; в производственных помещениях с предусмотренной технологией температурой ниже предельно допустимых значений, вакцинацию, изменение режима работы.

4. В соответствии с пунктом 13 Положения о порядке проведения аттестации, работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (карта аттестации рабочего места по условиям труда, итоговый приказ нанимателя) под роспись.

Следовательно, работников ознакамливают с документами по результатам аттестации после их утверждения и в срок, определенный нанимателем.

Петрович Семен Васильевич, РБ:

При производственном травматизме пострадавшему или родственникам при его смерти назначается денежная компенсация. Однако организации не всегда выплачивают эти деньги вовремя, порой с большой задержкой. Предпринимает ли Минтруда какие-либо меры, чтобы решить эту проблему?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» право застрахованных на получение страховых выплат возникает со дня наступления страхового случая.

Пособие по временной нетрудоспособности, единовременные и ежемесячные страховые выплаты в связи со страховым случаем назначаются и выплачиваются потерпевшему (лицам, имеющим право на получение выплат) страховщиком (Белгосстрахом) на условиях, в размерах и порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Вместе с тем из содержания вопроса усматривается, что речь, вероятно, идет о выплатах, предусмотренных коллективным договором (соглашением), в связи с происшедшим несчастным случаем. В этом случае в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Республики Беларусь потерпевший (член профсоюза) вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам (если она создана в организации), которая рассматривает споры, связанные с применением коллективных договоров, соглашений. Принятое комиссией решение может быть обжаловано работником в суд.

Работник, не являющийся членом профсоюза, имеет право по своему выбору обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд.

В случае смерти работника в результате несчастного случая на производстве лица, имеющие право на получение страховых выплат, вправе обратиться непосредственно в суд для решения вопроса о своевременности выплат, предусмотренных коллективным договором.
Кроме того, согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы осуществляют общественный контроль за выполнением коллективного договора (соглашения).

Старжинская Наталья Николаевна, Светлогорск Гомельской области:

По заключению о несчастном случае со смертельным исходом на производстве признаны виновными 5 человек.По решению суда признан виновным 1 человек. Возможно ли это?

Сидорович Виктор Иванович:

В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, по результатам проведенного расследования несчастного случая устанавливаются лица, допустившие нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов.

К данным лицам может быть применена административная и (или) дисциплинарная ответственность.

Органами Следственного комитета Республики Беларусь также проводится проверка по факту несчастного случая, в ходе которой устанавливается причинно-следственная связь между допущенными нарушениями и последствиями. По результатам проверки в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь выносится постановление о возбуждении (отказе в возбуждении уголовного дела) уголовного дела в отношении тех или иных лиц.

Решение о виновности лица, допустившего нарушения, приведшие к несчастному случаю, принимается судом.

Таким образом, на практике возможна ситуация, когда к уголовной ответственности привлекаются не все лица, допустившие нарушения.

Ситько Александр Николаевич, Гродно:

Правила по охране труда при выполнении строительных работ 129. Съемные грузозахватные приспособления, тара, технологическая оснастка в процессе эксплуатации должны подвергаться техническому осмотру работающим, ответственным за их исправное состояние, в сроки, предусмотренные техническими условиями или эксплуатационными документами. Результаты осмотра необходимо регистрировать в журнале производства работ. Форма журнала производства работ и правила его ведения установлены приложением Б ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства». 1. В Журнале нет раздела для внесения информации об осмотре стропов. В каком разделе журнала необходимо вносить информацию о результатах осмотра? 2. Какую технологическую оснастку необходимо осматривать? 3. Согласно п.393 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утв. Постановлением МЧС от 22 декабря 2018 г. № 66 результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары по форме утвержденных Правилами. Получается организациям необходимо регистрировать осмотр СГП и тары в Журнале производства работ и Журнале учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары?

Каменецкая Ирина Николаевна:

В случаях когда съемные грузозахватные приспособления и тара эксплуатируются в соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 22 декабря 2018 г. № 66, то они регистрируются в Журнале учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары. В остальных случаях в журнале производства работ (далее – журнал), форма журнала и правила его ведения установлены в приложении Б к ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства». При изготовлении форм журнала допускается вносить в них изменения в части увеличения и уменьшения граф и строк, включения дополнительных строк для удобства размещения необходимой информации.

В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 Единая система технологической документации (ЕСТД). Термины и определения основных понятий. Технологическая оснастка – средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса. К технологической оснастки относят режущий инструмент, приспособления, штампы и т.д. Ввиду того, что Правилами по охране труда при выполнении работ при выполнении строительных работ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33, не определен вид технологической оснастки, которую необходимо осматривать, следовательно осмотру подлежит вся технологическая оснастка.

Ситько Александр Николаевич, Гродно:

Правила по охране труда при выполнении строительных работ п.32. Производственные территории, участки работ и рабочие места должны быть обеспечены видео наблюдением, необходимыми средствами коллективной защиты работающих, первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда в соответствии с обязательными требованиями технических нормативных правовых актов. Где найти определение термина «видео наблюдение»? Какие требования к организации видео наблюдения на рабочих местах?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Исходя из понятия «видеонаблюдение», приведенного в Википедии «видеонаблюдение» – процесс, осуществляемый с применением оптико-электронных устройств, предназначенных для визуального контроля. В соответствии с Правилами по охране труда при выполнении работ при выполнении строительных работ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33, видеонаблюдение устанавливается на строительных объектах в целях более действенного контроля за соблюдением работниками требований охраны труда, трудовой и производственно-технологической дисциплины. Наниматель самостоятельно устанавливает требования к организации видеонаблюдения на объекте.

1  2  3