Главная - О Министерстве - Итоги работы Министерства

ИТОГИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В 2016 ГОДУ


ОПЛАТА ТРУДА

В январе-декабре 2016 г. политика, проводимая Министерством в области оплаты труда, была направлена:

в реальном секторе экономики – на обеспечение роста заработной платы во взаимосвязи с ростом производительности труда, сохранение курса по либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и расширение прав нанимателей в стимулировании труда;

в бюджетном секторе экономики – на обеспечение реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы с целью достижения оптимального соотношения уровня их заработной платы к заработной плате в целом по республике;

в области социальной защиты – на усиление роли минимальной заработной платы как государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда.

В реальном секторе экономики проводилась работа по обеспечению зависимости уровня заработной платы работников от эффективности деятельности, а повышение заработной платы – от роста производительности труда.

С учетом норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. № 744 «Об оплате труда работников» (далее – постановление № 744) рост заработной платы работников государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, осуществлялся только при условии опережающих темпов роста производительности труда над темпом роста заработной платы.

В результате, в республике соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы постоянно увеличивается. Так, за январь-ноябрь 2016 г. оно составило 1,056.

В республике постоянно растет число организаций, применяющих гибкие системы оплаты труда. Так, на 1 января 2017 г. количество таких организаций по сравнению с началом 2016 года увеличилось на 19,5 процента (с 10 048 до 12 003 организаций), что составляет 8,4 процента от общего их количества в республике.

Номинальная начисленная заработная плата в республике в январе- декабре 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом 2015 года увеличилась на 7,3 процента и составила 722 рубля, в том числе в декабре–801,6 рубля.

Повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы осуществлялось в основном путем увеличения размера тарифной ставки первого разряда.

С начала 2016 года дважды повышена тарифная ставка первого разряда: с 1 января – с 292 тыс. рублей до 295 тыс. рублей, с 1 апреля – с 295 тыс. рублей до 298 тыс. рублей. В настоящее время её размер с учетом деноминации составляет 29,8 рубля.

Общий прирост тарифной ставки первого разряда по сравнению с декабрем 2015 г. составил 2,1 процента.

В целях социальной защиты низкооплачиваемых категорий работников минимальная заработная плата (далее – МЗП) с 1 января 2016 г. установлена в размере 2300 тыс. неденоминированных рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 1094 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы»). В декабре 2016 г. МЗП с учетом индексации и деноминации составила 239,42 рубля.

С 1 января 2017 г. МЗП установлена в размере 265 рублей, что составило более 90 процентов минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2016 № 1080).


ОХРАНА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА. СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

В 2016 году Министерство продолжало уделять внимание вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, выполнению мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016–2020 годы (далее – подпрограмма «Охрана труда»).

Продолжалась системная работа по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы. В учреждениях образования в отчетном периоде завершили переподготовку 180 специалистов, имеющих высшее образование, по второй специальности «Охрана труда» продолжают обучение 439 человек.

Органами государственной экспертизы условий труда проведено 464 экспертизы, в том числе 137 экспертиз качества аттестации рабочих мест. Восстановлены законные права 260 работников на представление им компенсаций и гарантий за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Подготовлено 293 заключения в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» за неаттестованные по вине нанимателя периоды, из них в 236 случаях особые условия труда подтверждены.

Приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 20 222 рабочих места (улучшены условия труда на 13 748 рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда). Условия труда приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 25 254 работникам, улучшены условия труда 22 170 работникам.


О работе Департамента государственной инспекции труда

Надзорная деятельность за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

В целях осуществления надзора за соблюдением трудовых прав граждан Департаментом в 2016 году проведена 7381 проверка.

В ходе надзорной деятельности государственными инспекторами труда было выявлено более 117 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда. В целях устранения выявленных нарушений, по результатам проведенных в отчетном периоде проверок, было выдано 4540 требований (предписаний) на устранение более 93,5 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда, приостанавливалась (запрещалась) работа 112 проверяемых субъектов, 693 цехов (производственных участков) и свыше 9,9 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников.

За нарушения законодательства о труде и об охране труда привлечены к административной ответственности в виде штрафа 9572 уполномоченных должностных лица и 4503 нанимателя, к дисциплинарной ответственности – 8515 уполномоченных должностных лиц, из них 37 уволено.

В 2016 году задолженность по заработной плате допускали организации всех областей и г. Минска. Как показал мониторинг выявленных нарушений в удельном весе организаций, допустивших задолженность по выплате заработной платы, 80 процентов составляют сельскохозяйственные организации. Наряду с сельскохозяйственными организациями просроченную задолженность допускали организации, подчиненные Минстройархитектуры, Минпрому, Минтрансу, Минсельхозпроду, Минобразования, Минторгу, концернам «Беллегпром» и «Беллесбумпром».

В основном организации, допустившие нарушение сроков выплаты заработной работы, имеют весьма низкую или отрицательную рентабельность, что негативно сказывается на своевременности выплаты заработной платы и размере самой заработной платы.

Полагаем, что для более эффективной работы, специалистам управлений по труду, занятости и социальной защите райисполкомов необходимо более тесно взаимодействовать с экономическими структурами организаций, при необходимости совместно изучать вопросы организации выплаты заработной платы, оказывать консультативную и методическую помощь, в том числе и при невозможности выплаты заработной платы либо наличия в организации просроченной задолженности.

За 2016 год в рамках надзора за соблюдением законодательства о труде в части соблюдения сроков выплаты заработной платы проведено

2968 проверок, изучено 2047 информаций (писем) и выявлено 5642 организации, допустившие нарушения сроков выплаты заработной платы.

К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 4184 нанимателя и 4027 должностных лиц нанимателей.

При проведении государственными инспекторами труда 2199 проверок и изучении 191 материала, предоставленного нанимателями, выявлено 105 организаций, выплативших заработную плату ниже минимально гарантированной. За выявленные нарушения к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечены 92 должностных лица нанимателя.

О состоянии производственного травматизма

В 2016 году удалось сохранить сложившуюся в последние годы позитивную тенденцию снижения количества несчастных случаев со смертельным исходом в организациях республики. В частности, по оперативным данным Департамента (по состоянию на 6 января 2017 г.) в 2016 году в организациях республики погибло 122 работника, что в сравнении с 2010 и 2015 годами соответственно на 112 и одного человека меньше.

Основными причинами несчастных случаев со смертельным исходом, специальные расследования которых завершены на 6 января 2017 г., явились невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (23,3 процента от общего числа причин), нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда (20,3 процента), нарушение требований по охране труда другими работниками (5,8 процента).

СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Решение вопросов обеспечения занятости населения осуществлялось через реализацию мероприятий подпрограммы 1 «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 (далее – подпрограмма 1).

За январь-декабрь 2016 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 239,2 тыс. человек (95,4 процента к соответствующему периоду 2015 года), из них зарегистрированы безработными 167,6 тыс. человек (92,1 процента). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, на начало 2016 года в трудоустройстве нуждалось 288,4 тыс. человек (101,8 процента к январю-декабрю 2015 г.), из них 211 тыс. безработных (102,3 процента).

Число свободных рабочих мест по сравнению с 1 января 2016 г. увеличилось на 25,6 процента и на 1 января 2017 г. составило 36 тыс. вакансий.

Структура вакансий, заявляемых нанимателями в органы по труду, занятости и социальной защите, претерпевает изменения. На начало 2017 года в меньшей степени востребованы рабочие профессии (48,5 процента от общего числа вакансий, 1 января 2016 г. – 50,9 процента). При этом число заявленных вакансий по рабочим профессиям по сравнению с 1 января 2016 г. увеличилось на 19,7 процента. Вакансии для специалистов составляют 51,5 процента от общего числа вакансий.

Сохраняется дисбаланс спроса и предложения по профессионально-квалификационной структуре. Наблюдается увеличение средней продолжительности безработицы (с 4,1 месяца на 1 января 2016 г. до 4,2 месяца на 1 января 2017 г.) и среднего периода трудоустройства (с 1,9 до 2,3 месяца).

В результате реализации мероприятий подпрограммы 1 уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2017 г. составил 0,8 процента к численности экономически активного населения и снизился по сравнению с 1 января 2016 г. (1,0) на 0,2 процентных пункта.

На 1 января 2017 г. на учете состояло 35,3 тыс. безработных, что на 18,5 процента меньше, чем на 1 января 2016 г. (43,3 тыс. человек).

Коэффициент напряженности на рынке труда республики (численность безработных на одну вакансию) снизился с 1,5 на начало 2016 года до 1 на конец 2016 года. При этом в трех областях и г. Минске численность безработных меньше, чем количество заявленных нанимателями вакансий, соответственно коэффициент напряженности в Гомельской области составил 0,9 безработных на вакансию, Гродненской – 0,8, Могилевской – 0,8 и г. Минске – 0,7.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы 1 за январь-декабрь 2016 г. оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 159,8 тыс. человек (117 процентов от ожидаемого результата), из них 109 тыс. безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 51,6 процента от числа нуждающихся в трудоустройстве при целевом показателе по итогам 2016 года – 46,2 процента.

Содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий в январе-декабре 2016 г. оказано 1810 безработным (101,1 процента), для организации частного унитарного предприятия – 29, крестьянского (фермерского) хозяйства – 10, ремесленной деятельности – 216, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – 11 безработным.

Прошли обучение основам предпринимательской деятельности 872 человека, или 48,2 процента от получивших финансовую поддержку.

На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 10951 безработный (5,2 процента от нуждающихся в трудоустройстве безработных).

С целью приобретения безработной молодежью профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» 540 безработным (109,3 процента от ожидаемого результата) из числа выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также прошедших обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите.

В 2016 году профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на создание и сохранение 67 рабочих мест для трудоустройства инвалидов (113,6 процента от ожидаемого результата): в Брестской области 12 рабочих мест (120 процентов), Витебской – 25 (125 процентов), Гродненской – 8 (100 процентов), Минской – 1 рабочее место (33,3 процента), Могилевской – 11 (100 процентов), г. Минске – 10 рабочих мест (142,9 процента). В Гомельской области компенсация затрат нанимателей не осуществлялась, поскольку не было подано заявок.

Забронировано 20 181 рабочее место для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 151 семье безработных (116,2 процента от ожидаемого результата).

Наибольшее число семей (80 семей или 53 процента) переселились из села в село, 65 семей (43 процента) – из города в село, 5 семей (3,3 процента) – из села в город и 1 семья (0,7 процента) – из города в город. Переселение в основном осуществляется в пределах области – 126 семей (83,4 процента) остались проживать на территории своей области. В другие области переселились 25 семей (16,6 процента), при этом максимальное количество семей приняла Минская область – 13 семей, или 52 процента семей, сменивших область проживания.

В составе переселенных семей 363 человека, из них в трудоспособном возрасте 217 человек (59,8 процента), 146 детей до 16 лет (40,2 процента). Средний возраст трудоспособных членов семей – 34 года.

В целях минимизации социальных издержек, связанных с оптимизацией численности работников организаций, осуществляющих реорганизацию производства, органами по труду, занятости и социальной защите осуществляется мониторинг состояния рынка труда организаций по вопросам использования рабочего времени, высвобождения персонала в связи с оптимизацией численности работников, а также проведения кадровой диагностики.

В целях содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами по труду, занятости и социальной защите проводятся информационные мероприятия по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда региона, организованы «горячие линии». В 2016 году органами по труду, занятости и социальной защите и нанимателями разработан 51 совместный план, направленный на обеспечение занятости высвобождаемых работников. Мероприятия по взаимодействию предусматривают как меры по трудоустройству работников внутри организации, так и меры содействия занятости со стороны органов по труду, занятости и социальной защите.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА

С 1 июля 2016 г. в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 4 июня 2016 г. «Об альтернативной службе» в республике реализовано конституционное право гражданина на замену воинской службы на альтернативную.

Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31 мая 2016 г. № 24.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» Министерство труда и социальной защиты определяет организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы. В целях реализации данной статьи приказом Министерства труда и социальной защиты от 13 октября 2016 г. № 120 создана Комиссия по определению организации, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу.

В Министерство поступила информация о 60 гражданах, в отношении которых воинская служба заменена на альтернативную. К прохождению альтернативной службы приступил 51 человек. 9 человек отказались от ее прохождения.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, ГЕНДЕРНАЯ

И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

Согласно данным Белстата, численность населения на 1 октября 2016 г. составила 9 505 163 человека, что на 6 799 человек больше чем на начало года.

В январе – сентябре 2016 г. родилось 89 434 ребенка, что на 0,5 процента (455 детей) больше, чем в аналогичном периоде 2015 года. Общий коэффициент рождаемости составил 12,6 промилле (в январе – сентябре 2015 г. родилось 88 979 детей, общий коэффициент рождаемости – 12,5 промилле).

Умерло 88 916 человек, что на 2,1 процента (1 825 человек) меньше, чем в январе – сентябре 2015 г. Общий коэффициент смертности составил 12,5 промилле (в январе – сентябре 2015 г. умерло 90 741 человек, общий коэффициент смертности составил 12,8 промилле). Показатель младенческой смертности – 3,1 на 1000 новорожденных (в январе – сентябре 2015 г. – 3,2 на 1000 новорожденных).

Естественный прирост населения составил 518 человек (в январе – сентябре 2015 г. – естественная убыль 1762 человека).

Миграционный прирост – 6281 человек (в январе – сентябре 2015 г. – 15 096 человек).

В течение 2016 года реализовывались меры по социальной защите семей, воспитывающих детей, в том числе предусмотренные подпрограммой «Семья и детство» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы.

Системой государственных пособий (11 видов) охвачены 551,7 тыс. детей (30,2 процента от общего числа детей). Удельный вес детей в возрасте до 3 лет, обеспеченных государственными пособиями, составил 97,1 процента (347,2 тыс. детей).

В 2016 году производился перерасчет размеров пособий в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), а также в связи с ростом среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом среднемесячный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличился на 8 процентов и составил 267,08 рубля, в том числе в декабре – 270,42 рубля.

В 2016 году в ОАО «АСБ Беларусбанк» открыто 18 983 депозитных счета «Семейный капитал» на сумму 189,83 млн. долларов США. За весь период реализации семейного капитала (с 2015 года) открыто 30 565 депозитных счетов на общую сумму 305,65 млн. долларов США.

По состоянию на 1 января 2017 г. на учете в территориальных центрах социального обслуживания населения состоят 88 462 многодетных семьи, 27 133 семьи, воспитывающие детей-инвалидов (на 1 января 2015 г. – 80 144 и 25 828 семей соответственно).

Услуги по уходу за детьми (услуги няни) в 2016 году предоставлены 1 985 семьям, в том числе 144 семьям, воспитывающим детей-инвалидов (в 2015 году – 1 403 и 93 семьи соответственно).

В целях повышения доступности услуги временного приюта сеть «кризисных» комнат в регионах республики расширилась: за 2016 год открыто 15 «кризисных» комнат. Всего на 1 января 2017 г. в республике функционируют 124 «кризисные» комнаты (на 1 января 2016 г. – 109). В Витебской, Могилевской и Минской областях «кризисные» комнаты открыты во всех районах.

В течение 2016 года в «кризисных» комнатах размещены 473 человека, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в 2015 году – 237 человек).

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

На 1 января 2017 г. численность получателей пенсий, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составляет 2619,3 тыс. человек. Это на 26,5 тыс. человек больше, чем на начало прошлого года.

Структура получателей пенсий практически не изменилась. Удельный вес получателей пенсий по возрасту в общей численности пенсионеров составляет 82,4 процента, по инвалидности – 9,9 процента, по случаю потери кормильца – 3,5 процента, за выслугу лет – 1,4 процента, социальных пенсий – 2,4 процента.

Пенсии выплачиваются своевременно и в полном объеме. В целом, в последние годы пенсионные расходы составляют около 9 процентов ВВП.

С 1 декабря 2016 г. на основании решения Главы государства произведен перерасчет трудовых пенсий (в среднем на 4,8 процента). Также в феврале, в апреле (с доплатой за март), мае и августе 2016 г. были повышены минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В результате в январе-декабре 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 года:

среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 4,4 процента и составил 292,22 рубля, в том числе в декабре – 305,79 рубля;

среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 5,6 процента и составил 213,07 рубля, в том числе в декабре – 221,59 рубля.

Соотношение минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в январе-декабре 2016 г. составило 165,3 процента.

Соотношение среднемесячного размера пенсии по возрасту и среднемесячной заработной платы в январе-декабре 2016 г. составило 40,5 процента.

Повышения пенсий в 2017 году будут проводиться с учетом роста доходов работников, изменения бюджета прожиточного минимума и возможностей бюджета фонда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Государственная адресная социальная помощь

В 2016 г. получателями государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) стали 290,4 тыс. человек на сумму 72,4 млн. рублей.

Ежемесячное социальное пособие назначено 75,1 тыс. человек на сумму 15,4 млн. рублей; единовременное социальное пособие – 44 тыс. человек на сумму 3,9 млн. рублей; социал10ьное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников 119,7 тыс. человек на сумму 27,6 млн. рублей; социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставлено 24,5 тыс. человек для оплаты 32,4 тыс. средств реабилитации на сумму 7,7 млн. рублей; продуктами питания обеспечено 27,2 тыс. детей на сумму 17,9 млн. рублей.

По сравнению с 2015 годом численность получателей ГАСП увеличилась на 15,6 процента, в том числе ежемесячного социального пособия – на 23,6 процента; единовременного социального пособия – на 15,4; социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – на 17,3; социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации – на 7,5 процента. Численность получателей обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни сократилась на 1,5 процента.

По сравнению с 2015 годом, сумма ГАСП увеличилась на 30,5 процента, в том числе ежемесячного социального пособия – на 35,1 процента; единовременного социального пособия – на 14,7; социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – на 32,7; социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации – на 33,5; обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни – на 26,1 процента.

За 2016 год средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального пособия составил 34,19 рублей в месяц на одного человека, единовременного – 87,61 рублей, социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – 230,34 рублей. Средняя стоимость набора продуктов питания для детей до двух лет жизни составила 109,75 рублей.

Основными получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий традиционно являются многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей (70,1 процента от численности получателей этих пособий). Численность одиноких пенсионеров и инвалидов составила почти 5 тыс. человек (4,2 процента).

При предоставлении ГАСП продолжают реализовываться меры, направленные на профилактику иждивенчества. Так, за отчетный период комиссиями по предоставлению ГАСП разработаны планы по самостоятельному улучшению материального положения в отношении 2379 трудоспособных получателей ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни (1944 и 435 соответственно). В отношении 200 граждан приняты решения об отказе в предоставлении ГАСП в связи с невыполнением таких планов.

Развитие социального обслуживания населения

Социальные услуги гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляют 146 территориальных центров социального обслуживания населения (далее – центры).

Наиболее востребованной формой работы центров является социальная помощь на дому, которой охвачено 89,3 тыс. нетрудоспособных граждан (пожилые граждане, инвалиды I и II групп), что на 959 человек больше, чем на 1 января 2016 года.

Без взимания платы обслуживалось 2,4 процента граждан, на условиях частичной оплаты – 16 процентов, на условиях полной оплаты – 81,6 процента. Следует отметить, что около 2 тысяч человек получали социальные услуги на дому на безвозмездной основе либо на условиях частичной оплаты в порядке исключения по решению местных исполнительных и распорядительных органов.

Востребованы у населения разовые социально-бытовые услуги, предоставляемые отделениями срочного социального обслуживания центров по социально низким ценам. В 2016 году 126,3 тыс. человек получили 352,3 тыс. разовых услуг. По сравнению с 2015 годом сумма денежных средств от оказания платных социальных услуг в целом по республике увеличилась на 9,5 процента и составила почти 10 млн. рублей.

В центрах функционируют 152 отделения, обеспечивающие дневное пребывание для инвалидов, которые посещают 4809 чел. Для развития трудовых навыков в отделениях работают 272 реабилитационно-трудовые мастерские, 1345 кружков (секций) по интересам.

Для граждан пожилого возраста в центрах работают 132 отделения, обеспечивающие дневное пребывание, которые посещают 8315 человек.

В центрах также функционируют 63 отделения круглосуточного пребывания на 2207 койко-мест для граждан пожилого возраста и инвалидов, которые по каким-либо причинам не могут проживать самостоятельно.

Постоянно расширяется сеть социальных пунктов и филиалов центров, организуется деятельность хозяйственных бригад и бригад социального обслуживания на мобильной основе. На 1 января 2017 г. в республике работают 1189 социальных пунктов и 31 филиал (на 1 января 2016 г. – 1136 социальных пунктов и 30 филиалов). Разовые социально-бытовые услуги нетрудоспособным гражданам оказывались 84 хозяйственными бригадами (90), комплексное социальное обслуживание предоставлялось 168 бригадами социального обслуживания на мобильной основе (152).

Местными органами активно внедряются новые технологии социальной работы с нетрудоспособными гражданами. Открываются дома самостоятельного, сезонного проживания, в которых пожилые люди живут длительный срок либо только в течение осенне-зимнего периода на имеющиеся у них средства, самостоятельно организуют свое питание, солидарно оплачивают коммунальные услуги. Центрами организуется социальное обслуживание совместно проживающих пожилых людей.

Организуются "приемные семьи" для граждан пожилого возраста, объединяя под одной крышей семью и пожилого человека, нуждающегося в помощи. Попадая в семью, пожилой человек получает со стороны "приемных детей" внимание и заботу, и сам оказывает им посильную помощь по присмотру за детьми, ведению хозяйства.

По состоянию на 1 января 2017 г. в 31 доме самостоятельного (совместного) проживания нахадилось 156 человек, в 2 домах сезонного проживания и 258 домах зимовки – 529 пожилых граждан. В республике насчитывается 244 "приемные семьи".

Местными исполнительными и распорядительными органами в 2016 году продолжена работа по внедрению государственного социального заказа.

Заключены 50 договоров на оказание социальных услуг негосударственными некоммерческими организациями в рамках государственного социального заказа: Брестская область – 7 договоров, Витебская область – 8, Гомельская область – 2, Гродненская область – 19, г. Минск – 1, Минская область – 11, Могилевская область – 2.

В Брестской и Могилевской областях продолжена реализация трех договоров, заключенных в 2015 году, соответственно 2 и 1 договор.

Общая сумма субсидий по 53 договорам на заработную плату и начисления на заработную плату 104 ставок работников негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, а также на реализацию двух социальных проектов (Гродненская область) за отчетный период составила 300,4 тыс. рублей. Услуги получили 1610 человек.

Развитие стационарных учреждений социального обслуживания

Стационарное социальное обслуживание 18,7 тыс. нуждающихся пожилых граждан и инвалидов республики обеспечивается 79 стационарными учреждениями коммунальной формы собственности и ГУ «Республиканский интернат ветеранов войны и труда» (далее – РИВВиТ).

Начиная с 2016 года, реализуется Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, включающая подпрограмму 5 «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан на 2016-2020 годы» (далее – подпрограмма 5) с объемом финансирования 902,9 млн. рублей.

В 2016 году на содержание стационарных учреждений, включая расходы на приобретение оборудования, других основных средств израсходовано 144,1 млн. рублей.

В 2016 году в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, и для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития оказаны новые виды услуг: сопровождаемого проживания (1469 граждан); социальная передышка для семей, имеющих детей-инвалидов (53 семьи); краткосрочное (до 1 месяца) проживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов (368 граждан). Созданы отделения повышенной комфортности, услугами которых воспользовалось 53 гражданина.

Поддержка пожилых людей и ветеранов

На 1 января 2017 г. в республике проживало 11,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) и 19,8 тыс. граждан, пострадавших от последствий войны, 130,6 тыс. одиноких пожилых граждан.

Во всех населенных пунктах проведены обследования условий жизни ветеранов ВОВ, лиц, пострадавших от последствий войн, одиноких пожилых людей и одиноких инвалидов I и II группы.

Более 14,4 тыс. гражданам оказана помощь в ремонте квартир, домов, надворных построек, печей, электропроводок, сантехнического, газового, электротехнического оборудования, установке пожарных извещателей на общую сумму 1,18 млн. рублей.

Дополнительную материальную помощь из средств государственного социального страхования получили 90,99 тыс. человек на сумму 5,17 млн. рублей, из средств местных бюджетов – 16,1 тыс. человек на сумму более 6,75 млн. рублей.

Координация работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по организации работы с пожилыми людьми и ветеранами осуществляется Межведомственной комиссией по проблемам пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Межведомственная комиссия).

В мае и ноябре 2016 г. проведены заседания Межведомственной комиссии, на которых принят ряд решений, направленных на обеспечение необходимой социальной поддержки ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов. Членами Межведомственной комиссии в период с ноября по декабрь 2016 г. проведен мониторинг организации работы в регионах с ветеранами и пожилыми людьми, результаты которого будут рассмотрены на очередном заседании Межведомственной комиссии.

Социальная реабилитация инвалидов

На 1 января 2017 г. в органах по труду, занятости и социальной защите получали пенсию 554,9 тысяч инвалидов, в том числе 29,6 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Удельный вес инвалидов в общей численности населения составляет 5,8 процента.

В целях улучшения качества жизни инвалидов, их социальной интеграции в общество, снижения показателей частоты и тяжести инвалидности реализуются мероприятия подпрограмм «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц», «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы.

Координация деятельности республиканских органов государственного управления местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций по вопросам предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов осуществляется Республиканским межведомственным советом по проблемам инвалидов (далее – Республиканский совет).

В июле и декабре 2016 г. организованы выездные заседания Республиканского совета в г. Молодечно и в г. Жлобин, по результатам которых подготовлены соответствующие протоколы, которые доведены заинтересованным для исполнения. Министерством постоянно осуществляется анализ и контроль выполнения поручений Республиканского совета.

Проводятся систематические встречи с представителями общественных объединений ветеранов и инвалидов по различным социальным вопросам, а также, по мере возможности, принимается участие в мероприятиях, проводимых общественными объедениями.

В октябре 2015 г. республика стала участницей Конвенции о правах инвалидов, которая направлена на поощрение, защиту и обеспечение участия инвалидов наравне с другими гражданами в жизни общества.

18 октября 2016 года принят Закон Республики Беларусь «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Конвенция о правах инвалидов вступила в силу для республики 29 декабря 2016 г.

По заказу Министерства учреждением НИИ труда подготовлен проект Национального плана действий по реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Республике Беларусь (далее – Национальный план). В настоящее время проект Национального плана проходит общественное обсуждение, по результатам которого документ будет доработан и внесен в установленном порядке в Правительство.

РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СМИ

В 2016 году в центральный аппарат Министерства поступило 4332 обращения (за 2015 год – 4737 обращений граждан).

Число поступивших в Министерство обращений по сравнению с 2015 годом снизилось на 8,5 процента.

Наиболее часто поднимаемыми в обращениях граждан вопросами были вопросы пенсионного обеспечения – 34,8 процента.

По сравнению с 2016 годом число обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения уменьшилось на 2,9 процента (2016 г. – 1509, 2015 г.–1554). Вместе с тем, в связи с активным обсуждением вопроса необходимости повышения пенсионного возраста число предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере выросло более чем в три раза (2016 г. – 134, 2015 г. – 42).

Снизилось число обращений по вопросам оказания материальной помощи, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан, в том числе установления статуса, дающего право на получение материальной поддержки к юбилейным датам (2016 г. – 160, 2015 г. – 388). Уменьшилось и число обращений, связанных с назначением ГАСП (2016 г. – 42, 2015 год – 73).

В 2016 году в Министерство поступило 1351 обращение юридических лиц (2015 г. – 1458, количество обращений снизилось на 7,3 процента).

Наиболее часто юридическими лицами задавались вопросы, связанные с практикой применения норм законодательства в конкретных ситуациях.

Так, в 41 проценте обращений поднимались вопросы, связанные с оплатой и организацией труда, в 22,1 процента обращений – с регулированием трудовых отношений, в 14,4 процента – охраной и государственной экспертизой условий труда, в 4,7 процента – мерами государственной социальной поддержки, в 4 процентах обращений – с пенсионным обеспечением, в 2 процентах – с вопросами занятости населения. Иные вопросы социально-трудовой сферы составили 10,7 процента, вопросы, не относящиеся к компетенции ведомства, - 1 процент.

Правовая помощь населению оказывается через Инфолинию Министерства (на текущий момент операторами Инфолинии являются работники нашей системы от районного уровня до Министерства). Организована единая точка входа обращений на Инфолинию по телефону (017) 3099309. В 2016 году на Инфолинию поступило более 12,2 тыс. звонков.

Возможность оперативного получения заявителями правовой помощи посредством обращения на Инфолинию способствовала снижению числа обращений граждан и юридических лиц.

Востребованным по-прежнему является общение руководства Министерства с заявителями в интерактивном режиме. В текущем году проведено 9 онлайн-конференций.

В 2016 году в г. Слуцк Минской области прошла акция «День с Министерством труда и социальной защиты».

В ходе акции оказана правовая помощь 301 заявителю, в том числе 45 гражданам, обратившимся на личный прием и «прямые телефонные линии», 256 специалистов организаций получили ответы по вопросам применения норм законодательства в ходе проведения 5 тематических «круглых столов».

Практика проведения данного широкомасштабного мероприятия будет продолжена. В 2017 году акция пройдет в Могилевской области.

О РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЧИНЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ

ГУ «Республиканский интернат ветеранов войны и труда»

В РИВВиТ проживают заслуженные люди, внесшие весомый вклад в защиту Родины в годы Великой Отечественной войны и развитие народного хозяйства страны в мирное время.

РИВВиТ рассчитан на 180 мест. В интернате созданы благоприятные условия для проживания, лечения, досуга граждан, активного участия в общественной жизни учреждения. Организовано 5-ти разовое питание (с учетом состояния здоровья – диетическое). Функционируют библиотека, читальный зал, музей Великой Отечественной войны.

В отделении повышенной комфортности социальные услуги на платной основе получило 24 гражданина. По состоянию на 1 января 2017 г. в отделении находится 18 человек. 10 граждан воспользовались услугой краткосрочного проживания.

Средний возраст проживающих в интернате составляет 92 года.

Республиканские санатории

Для организации санаторно-курортного лечения и оздоровления ветеранов войны, труда и инвалидов в системе Министерства труда и социальной защиты функционируют четыре санатория на 864 места.

Все санатории системы Министерства постоянно работают со 100-процентной загрузкой, ежегодно в них поправляет свое здоровье более 17 тыс. человек.

Основная категория оздоравливающихся в санаториях системы Министерства это инвалиды 1 и 2 группы, ветераны труда (около 80 процентов).

Во всех санаториях создана необходимая безбарьерная среда, в санаториях «Белая Вежа», «Ясельда» и «Вяжути» созданы условия для проживания и организации лечения инвалидов-колясочников. Всего оборудовано 38 номеров для этой категории граждан («Белая Вежа» – 16 номеров, «Вяжути» – 12 номеров, «Ясельда» – 10 номеров).

ГУ «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов»

В системе Министерства успешно функционирует ГУ «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов».

На учете в РЦДИ состоит 2420 пациентов. С даты его открытия, 2000 год, реабилитацию прошли 16 869 детей-инвалидов, в том числе 1268 детей в 2016 году.

В 2016 году РЦДИ продолжил работу по включению в процесс реабилитации детей, вновь признанных инвалидами, а также тех, которые ранее не проходили курс реабилитации в данном учреждении, что позволило 192 ребятам (15,1 процента) пройти реабилитацию впервые.

В РЦДИ постоянно внедряются новые методики реабилитации детей-инвалидов. Так, в 2016 году в медицинскую реабилитацию введены: методика фармакопунктуры в рефлексотерапии, методика глубокого электростатического массажа при сколиозах у детей, гидрокинезиотерапия при врожденных патологиях суставов нижних конечностей, скандинавская ходьба, новое реабилитационное оборудование: костюм «Атлант», тренажер «Параподиум», аппарат «Хивамат». В социальной реабилитации внедрены новые техники «мыловарения», «работа с кожей» и другие.

В результате прохождения курса реабилитации улучшение состояния отмечено у 1263 детей-инвалидов (99,6 процента), у 5 детей (0,4 процента) – существенных изменений не установлено. Кроме того, за отчетный период у 18 детей была снята инвалидность.

В 2016 году коллектив Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов отмечен высокой наградой – премией Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»

БПОВЦ проводилась работа по улучшению качества средств реабилитации, а также разработке новых технологий в протезно-ортопедическом деле.

По состоянию на 1 января 2017 г. на учете в БПОВЦ состояло более 101 тыс. человек, нуждающихся в технических средствах социальной реабилитации.

За 2016 год БПОВЦ изготовил более 114,7 тыс. различных средств реабилитации.

Органами по труду, занятости и социальной защите, БПОВЦ выдано более 87,6 тыс. технических средств социальной реабилитации на сумму 15,5 млн. рублей за счет средств республиканского и местного бюджетов.

В 2016 году комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома 8830 граждан бесплатно обеспечено креслами-колясками.

В специализированном образовательном центре БПОВЦ (далее – СОРЦ) инвалиды проходят обучение по образовательным программам, организовано обучение инвалидов пользованию креслом-коляской активного типа, проводятся обучающие курсы по практике применения информационных технологий для инвалидов, находящихся в протезно-ортопедическом госпитале на протезировании, восстановительном лечении и реабилитации, а также обучающие семинары как для работников реабилитационного профиля как республики, так и Российской Федерации.

Всего в 2016 году на базе СОРЦ БПОВЦ обучение прошли 72 инвалида. С целью ознакомления с новой продукцией компании METIZ OSSUR (Ирландия), повышения профессионального уровня специалистов протезно-ортопедических предприятий республики, Российской Федерации, Украины и Восточной Европы проведена международная конференция «METIZ OSSUR. Минск 2016».

Последние новости
22.05.2017