Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - Пенсионное обеспечение - О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения

С 1 января 2009 г. в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании»). Данная система введена в целях формирования отдельного источника финансирования досрочных льготных пенсий за счет дополнительных целевых взносов работодателей, использующих труд таких работников.

Справочно: до 1 января 2009 г. право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и их финансирование осуществлялось за счет средств общей пенсионной системы.

В рамках системы профессионального пенсионного страхования работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, назначается досрочная профессиональная пенсия. Указанная пенсия назначается до достижения общеустановленного пенсионного возраста, её размер исчисляется исходя из объема целевых взносов (пенсионных сбережений), накопленных на индивидуальных счетах работников.

С момента введения профессионального пенсионного страхования при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась только пенсия по новым правилам в системе профессионального пенсионного страхования. При этом право на досрочную льготную пенсию в общей пенсионной системе он утрачивал.

17 января 2020 г. принят Указ Президента Республики Беларусь№ 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 15).

Указом № 15 работникам с длительным стажем работы в неблагоприятных условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставлено право на назначение пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно). То есть на назначение пенсии по старым правилам из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Ранее (с 1 октября 2013 г.) такое право было предоставлено только работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступила в силу с 1 января 2020 г.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Что касается работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины полного льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, то им предоставляется право:

(1) формирования досрочной профессиональной пенсии.

В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее – бюджет фонда), за счет которых в последующем этому работнику будет назначена и выплачиваться досрочная профессиональная пенсия (при соблюдении установленных законодательством условий);

(2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере бюджета прожиточного минимума) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;

(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. В таком случаен взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования работника будут выплачиваться самому работнику к его заработной плате.

Указом № 15 в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2). Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были увеличены с 1 января 2014 г. (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Справочно: тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23.

Последние новости
22.05.2020
Майский номер журнала открывается горячей темой – она касается, прежде всего, производственной сферы, где несоблюдение гигиенических требований способно оказывать неблагоприятное влияние на работоспособность и здоровье работников. О вредных и опасных факторах производственной среды и трудового процесса рассказывает главный специалист отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома П. Е. Кравчинский.

В материале «Несчастный случай на конвейере: хронология ошибок» главный государственный инспектор Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь И. В. Мацкевич анализирует практику профилактики ЧП на производстве, когда в них в разной степени виноваты обе стороны: и работник, и работодатель.
...