Согласно статье 22 Закона Республики Беларусь «О правах инвалидов и их социальной интеграции» (далее – Закон) реабилитация, абилитация инвалидов осуществляются на основании ИПРА, разрабатываемых и выдаваемых МРЭК по результатам медико-социальной экспертизы.
ИПРА включает в себя:
МРЭК определяет нуждаемость в медицинской реабилитации, медицинской абилитации, профессиональной реабилитации, профессиональной абилитации, трудовой реабилитации, социальной реабилитации, социальной абилитации, а также мероприятия по реабилитации, абилитации, сроки их проведения и исполнителей по каждому разделу.
Конкретные мероприятия по реабилитации, абилитации, их формы и объемы с учетом индивидуальных особенностей инвалида, порядок проведения и ответственные за их проведение определяются исполнителями, указанными в соответствующих разделах ИПРА.
Формы, порядок заполнения ИПРА устанавливаются Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством образования.
Справочно. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.08.2021 № 96 "О формах индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инвалида" утверждены, в частности, Инструкция о порядке заполнения индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инвалида и индивидуальная программа реабилитации, абилитации инвалида.
Вопросы, связанные с выдачей ИПРА, а также ее заполнением, относятся к компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь и регулируются подпунктом 7.7 пункта 7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», и постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.08.2021 N 96 соответственно.
При составлении ИПРА МРЭК в соответствии со своей компетенцией обязана проинформировать инвалида (его законного представителя) о правах инвалида, предоставляемых Законом.
ИПРА инвалидов являются обязательными для исполнения государственными органами, а также иными организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией, абилитацией инвалидов либо применяющими труд инвалидов.
Инвалид (его законный представитель) имеет право в письменной форме отказаться от выполнения разделов ИПРА или ее отдельных мероприятий. Такой отказ освобождает государственные органы, а также иные организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией, абилитацией инвалидов либо применяющих труд инвалидов, от ответственности за обеспечение исполнения соответствующих разделов или отдельных мероприятий.
Общая часть ИПРА, включающая пункты 1-17, отражает сведения о гражданине: фамилия, имя, отчество (если таковое имеется); дата рождения; место жительства; контактный номер телефона; место работы (учебы), место нахождения организации; должность служащего (профессия рабочего) инвалида и др.
В пункте 15 ИПРА указываются требования к характеру и условиям труда инвалида в соответствии с заключением МРЭК:
Часть восьмая статьи 22 Закона предоставляет право инвалиду (его законному представителю) в письменной форме отказаться от выполнения разделов ИПРА или ее отдельных мероприятий. Такой отказ освобождает государственные органы, а также иные организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией, абилитацией инвалидов либо применяющих труд инвалидов, от ответственности за обеспечение исполнения соответствующих разделов или отдельных мероприятий.
Таким образом, инвалид может отказаться от ИПРА в целом, т.е. от трех реабилитационных разделов или от ее отдельных мероприятий. При этом информация, содержащаяся в общей части ИПРА, в том числе требования к характеру и условиям труда, не относятся к реабилитационным мероприятиям, следовательно, отказаться от них инвалид не вправе.
Согласно части двадцать четвертой статьи 34 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» заключение МРЭК, содержащее информацию об условиях и характере труда, определяющую нуждаемость в исключении воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, для создания необходимых условий для труда инвалида, является обязательным для нанимателей. При несоблюдении указанных требований наниматели несут ответственность, установленную законодательными актами.
В случае несогласия гражданина с заключением МРЭК частью четвертой этой же статьи Закона о здравоохранении предусматривается право гражданина на его обжалование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Согласно статье 24 Закона профессиональная реабилитация, профессиональная абилитация и трудовая реабилитация инвалидов направлены на обеспечение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, включая создание для них условий для выбора профессии и осуществления трудовой деятельности по прежней или новой профессии.
Профессиональная реабилитация инвалидов - комплекс мероприятий, обеспечивающих полное или частичное восстановление нарушенных и (или) утраченных профессиональных знаний, умений и навыков инвалидов.
Профессиональная абилитация инвалидов - комплекс мероприятий, обеспечивающих приобретение отсутствующих у инвалидов профессиональных знаний, умений и навыков.
Профессиональная реабилитация, профессиональная абилитация инвалидов включают в себя профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи инвалидам в выборе видов трудовой деятельности и включает в себя анализ медицинского, психологического, образовательного, профессионального и социального уровней инвалидов и их возможного развития, консультацию, профессиональный подбор.
При профессиональной ориентации определяются возможности профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и последующей занятости инвалидов с учетом их предпочтений, склонностей, а также потребностей рынка труда.
Оказание услуг по профессиональной ориентации инвалидам в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации, абилитации обеспечивается комитетами по труду, занятости и социальной защите областных (Минского городского) исполнительных комитетов, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите районных (городских) исполнительных комитетов (далее - комитет (управление, отдел) по труду, занятости и социальной защите), главными управлениями по образованию областных (комитетом по образованию Минского городского) исполнительных комитетов, управлениями (отделами) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, управлениями по образованию местных администраций районов в городах.
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации инвалидов, в том числе зарегистрированных в качестве безработных в комитете (управлении, отделе) по труду, занятости и социальной защите, осуществляются в порядке, установленном законодательством, в учреждениях образования и иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Трудовая реабилитация инвалидов - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение инвалидам возможности получения и (или) сохранения подходящей для них работы, включающий содействие в трудоустройстве, адаптацию к трудовой деятельности, трудоустройство инвалидов. Трудовая реабилитация инвалидов осуществляется у нанимателей с обычными условиями труда, в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, а также на специализированных рабочих местах.
Адаптация к трудовой деятельности инвалидов направлена на:
Адаптация к трудовой деятельности инвалидов может осуществляться в организациях и у индивидуальных предпринимателей, имеющих необходимые возможности и условия, по направлению комитета (управления, отдела) по труду, занятости и социальной защите.
Организации и индивидуальные предприниматели, создающие и сохраняющие рабочие места для адаптации к трудовой деятельности инвалидов, имеют право на компенсацию затрат по оплате труда инвалидов, финансирование приобретения оборудования, материалов и средств индивидуальной защиты за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством.
Порядок организации и финансирования мероприятий по адаптации к трудовой деятельности инвалидов определен Положением о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации к трудовой деятельности инвалидов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 № 128 «Об обеспечении занятости инвалидов».
Адаптация к трудовой деятельности инвалидов осуществляется при наличии у них квалификации (кроме работ, не требующих профессиональной подготовки) в соответствии с ИПРА и может осуществляться в срок от шести месяцев до одного года, а для инвалидов с интеллектуальными нарушениями - до двух лет.
В случае, если оборудование для создания рабочих мест для адаптации к трудовой деятельности инвалидов приобретено за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, организация и индивидуальный предприниматель обязаны осуществлять такую адаптацию на указанных рабочих местах в течение трех лет.
По истечении срока адаптации к трудовой деятельности инвалида соответствующее рабочее место может быть использовано в качестве специализированного рабочего места для его дальнейшего трудоустройства на постоянную работу и обеспечения его занятости на этом рабочем месте в течение не менее трех лет со дня приема на работу.
Профессиональную реабилитацию, профессиональную абилитацию и трудовую реабилитацию инвалидов осуществляют: