При проведении органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь проверок соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и анализа документов, предоставляемых нанимателями в электронном виде по аттестации рабочих местах по условиям труда (далее - аттестация), участились случаи выявления неправильной оценки условий труда по шуму на рабочих местах работников организаций республики.
В целях предупреждения неправильной оценки шума и как следствие необоснованного установления работникам компенсаций по условиям труда, определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», Министерство труда и социальной защиты при оценке условий труда по шуму в ходе аттестации разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации производится в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты.
Указанный порядок определен в Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 (далее - Инструкция), с изменениями и дополнениями.
В Инструкцию постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 января 2014 г. № 2 (постановление вступило в силу с 11 апреля 2014 г.) внесен ряд изменений и дополнений: в пункте 33 Главы 6 Инструкции и подстрочном примечании к таблице 4 Приложения 1 изменилась редакция, касающаяся оценки фактора «шум» на рабочем месте при аттестации.
Учитывая указанные изменения, на рабочих местах работников предприятий и организаций всех сфер деятельности оценка условий труда по шуму должна проводиться в соответствии с Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 ноября 2011 г. № 115 (далее – СанПиН № 115).
В связи с этим, в протоколах исследования шума (форма предусмотрена в Приложении 2 к Инструкции) должен указываться предельно допустимый уровень (далее - ПДУ) шума с учетом характера выполняемых работ в соответствии с СанПиН № 115.
Данные Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы не распространяются, в том числе, на: помещения и объекты специального назначения (радио-, теле-, киностудии, залы театров и кинотеатров, концертные и спортивные залы, испытательные полигоны); шум, создаваемый медицинской техникой в помещениях организаций здравоохранения, шум звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств, нормирование уровней шума в данных помещениях и объектах производится в соответствии с другими нормативными актами.
Следовательно, для оценки условий труда на рабочих местах работников при аттестации не применяются:
- Санитарные нормы и правила «Требования к шуму звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках», Гигиенический норматив «Допустимые уровни звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках»;
- Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах ультразвуковой диагностики»;
- Санитарные правила и нормы 2.1.8.12-37-2005 «Гигиенические требования к шуму, создаваемому изделиями медицинской техники в помещениях организаций здравоохранения».
Уровни звука на рабочих местах работников, обслуживающих указанные объекты и оборудование, измеряют и оценивают в соответствии с требованиями СанПиН № 115.
Условия труда работников, использующих в своей работе шумящее оборудование (вне зависимости от сферы деятельности) оцениваются по предельно допустимым уровням шума (ПДУ), установленным в зависимости от характера работ, вида выполняемой деятельности и с учетом тяжести и напряженности их труда (Приложение 1 Таблица 1 и таблица 2 СанПин № 115).
Таким образом, например, для медицинских работников, осуществляющих врачебную деятельность и не применяющих шумящее оборудование (врачи-специалисты, осуществляющие прием пациентов, врачи диагносты и т.п.) ПДУ устанавливается по таблице 1, приложения 1 п. 1 СанПин № 115). Для медицинских работников, среднего медицинского персонала, использующих шумящее оборудование, (кабинеты физиотерапии, врачи стоматологи и т.п.) оценка шума выполняется с учетом ПДУ, установленного по таблице 2, приложения 1 СанПин № 115.
Кроме того, согласно пункту 33 Инструкции рассчитанная величина шума сравнивается с ПДУ, предусмотренным в СанПиН № 115. При этом эквивалент ПДУ не рассчитывается.
Полученная фактическая величина сравнивается с ПДУ для конкретного вида работ. В случае если работник работает в разных рабочих зонах и ПДУ для них разный, то фактический уровень шума необходимо сравнивать с ПДУ той зоны, в которой ПДУ выше.
Проведен анализ протоколов исследований шума, оформленных аккредитованными, испытательными лабораториями по результатам проведенных исследований для целей аттестации.
В них указаны, например, «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах ультразвуковой диагностики», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.11.2008 № 194, «СанПиН 2.1.8.12-37-2005», «Инструкция по применению № 109-1210 «Измерение и гигиеническая оценка шума в производственных условиях», что не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих проведение аттестации.