Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - Новости

Новости

15.10.2021

Ирина Костевич: «Программа «три плюс три» направлена на стимулирование граждан, но обязательства государства останутся неизменными»

Программа «три плюс три», о которой впервые упомянул Президент на VI Всебелорусском народном собрании, стала предметом и повышенного внимания общественности, и разного рода обсуждений. Имеет ли основание мнение, что будущим пенсионерам якобы придется теперь сугубо самостоятельно собирать себе копеечку к старости? Зачем нам подобное новшество? И в чем, собственно, фишка механизма формирования дополни­тельного пенсионного дохода, закрепленного Указом № 367 «О добровольном пенсионном накопительном страховании»? Нюансы корреспонденту «Р» разъяснила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Программа «три плюс три», о которой впервые упомянул Президент на VI Всебелорусском народном собрании, стала предметом и повышенного внимания общественности, и разного рода обсуждений. Имеет ли основание мнение, что будущим пенсионерам якобы придется теперь сугубо самостоятельно собирать себе копеечку к старости? Зачем нам подобное новшество? И в чем, собственно, фишка механизма формирования дополни­тельного пенсионного дохода, закрепленного Указом № 367 «О добровольном пенсионном накопительном страховании»? Нюансы корреспонденту «Р» разъяснила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

­Спектр возможностей стал шире

Ирина Анатольевна, у белорусов уже была возможность накопить к старости — в рамках добровольного страхования пенсии, которое предлагали страховые компании. Что подтолкнуло к введению в стране еще одного вида добровольных накопительных пенсий?

— Сегодня государство гарантирует трудовую (солидарную) пенсию по возрасту. Именно она выступает основным источником дохода наших пожилых граждан. С учетом последнего, сентябрьского, повышения средняя пенсия по возрасту составляет в октябре 545 рублей.

В республике действительно были и есть дополнительные способы повышения пенсионного дохода. Первый вариант — для граждан, которые уже достигли пенсионного возраста. Они могут увеличить размер своего дохода благодаря так называемой отложенной пенсии. То есть те, кто решает продолжить работать и отказывается от получения пенсионных выплат, после увольнения получают пенсию с премиальными. И чем дольше период такой работы, тем выше и премия к пенсии. За пять лет работы с отсрочкой пенсии можно увеличить ее размер до 1,8 раза!

Второй вариант — для будущих пенсионеров. Речь идет о добровольном страховании пенсии в страховой организации. Пользуются, увы, такой возможностью немного граждан — лишь 5 процентов занятых в экономике. И в основном по инициативе работодателей, которые включают пенсионное страхование от предприятия в социальный пакет. Изменить эту ситуацию, сделав участие в добровольном пенсионном накоплении привычной практикой для большинства работников, и помогут новые финансовые стимулы, предусмотренные указом. Его цель — пробудить интерес сотрудников к самостоятельному сбережению средств на старость, сформировать восприятие того, что если к государственной пенсии подключить дополнительные способы повышения уровня жизни, то каждый после ухода на заслуженный отдых получит комфортный для себя уровень дохода.

Привычные выплаты никто не отменял

— Означает ли это, что государственные расходы на пенсии в условиях старения населения будут сокращаться и таким образом государство стремится переложить заботу о доходе пожилых на самих граждан?

— Принятие указа не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Все гарантии по пенсиям остаются неизменными. К слову, с учетом увеличения продолжительности жизни будет становиться более продолжительным и период нахождения на пенсии. При этом желания и потребности современных пенсионеров существенно выросли по сравнению с предшествующими им поколениями. Они хотят быть более активными, больше путешествовать, приобретать современные гаджеты. А для реализации этого нужно задействовать и дополнительные источники пенсионного дохода.

Именно поэтому развитые страны при выстраивании национальных пенсионных систем используют дополнительные пенсионные программы — корпоративные пенсии от работодателей и добровольные пенсионные накопления работников.

Согласно исследованию «Глобальный пенсионный индекс» (Melbourne Mercer Global Pension Index) в таком ключе активнее всего развивались пенсионные системы Нидерландов и Дании. В этих государствах дополнительные пенсионные программы охватывают значительную долю сотрудников. Благодаря этому уровень пенсионного дохода у работников со средней зарплатой достигает 70 и более процентов от заработка, который они получали.

Именно сочетание нескольких уровней пенсионной системы позволяет поддерживать высокие стандарты пенсионного дохода.

Не в общую копилку, а на личный счет

— Кто может участвовать в новой программе и как она будет работать?

— Право участия в программе добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии предоставлено сотрудникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет фонда соцзащиты. Начинать можно не позднее, чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Работник, изъявивший желание участвовать в страховании, кроме обязательного однопроцентного взноса будет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию. Размер этого взноса — в процентах от заработной платы — он выбирает сам. При этом есть предел — не более 10 процентов.

Если сотрудник принял решение участвовать, то к нему подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос соразмерно взносу работника, но не более 3 процентов. Классическая схема — три плюс три. Поэтому и сама программа получила одноименное название. Сотрудник платит 3 процента, следовательно, еще 3 процента платит его работодатель. Таким образом, суммарно 6 процентов заработной платы ежемесячно будут накапливаться на личном счете работника — будущего пенсионера.

Максимальный общий взнос на накопительную пенсию сотрудника и работодателя — 13 процентов: 10 от работника плюс 3 от работодателя.

Подчеркну: для работодателя вступление сотрудника в новую программу не повлияет на уровень его отчислений. Свой страховой взнос он уплатит из обязательного 28-процентного взноса в ФСЗН. Часть взноса пойдет в общую пенсионную систему, то есть на солидарные пенсии, а часть — на именной счет работнику.

— Как будет определяться размер накопительной пенсии?

— Он будет зависеть от суммы дополнительных взносов с учетом доходов от их инвестирования. Принцип такой — сколько накопил, столько и получил.

Выплачивать дополнительную накопительную пенсию будут, когда работник достигнет общеустановленного пенсионного возраста в течение пяти или десяти лет — по выбору гражданина.

Чтобы не быть голословными, допустим, что новая программа действовала уже 20 лет. Два сотрудника, мужчины, с зарплатой на уровне средней по стране участвовали в страховании. Первый начал платить взносы за три года до достижения пенсионного возраста. Размер — 5 процентов, еще 3 процента перечислял его работодатель. В совокупности на накопительную пенсию направлялось 8 процентов заработка. Мужчина выбирает получение дополнительной накопительной пенсии в течение пяти лет после достижения пенсионного возраста. В результате его размер ежемесячной выплаты сегодня — около 70 рублей к основной пенсии.

Второй работник с таким же заработком и тарифом взноса (5 процентов + 3 процента) участвовал в новом страховании начиная с 45 лет. При пятилетнем сроке получения дополнительной накопительной пенсии ее размер сегодня ориентировочно составил бы 325 рублей. Если у этого сотрудника максимальный стаж 45 лет, то его пенсия по возрасту сегодня — 570 рублей. Таким образом, в совокупности с дополнительной накопительной пенсией у него выходит ежемесячный пенсионный доход 895 рублей. А это для наглядности более 60 процентов средней зарплаты по стране.

— Что нужно для того, чтобы присоединиться к программе?

— Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии начнет проводиться с 1 октября 2022 года республиканским унитарным страховым предприятием «Стравита». Желающие формировать дополнительную накопительную пенсию смогут подавать заявление и заключать договор непосредственно в офисе страховой организации или в электронном виде через ее официальный сайт. Человек пишет заявление в «Стравиту», после чего работодатель будет перечислять дополнительные взносы на накопительную пенсию.

Плюсы взаимодействия

— В чем отличие страхования дополнительной накопительной пенсии по указу от действующих пенсионных программ страховых организаций?

— Добровольное страхование накопительной пенсии для Беларуси не является новым институтом. Но при накоплении дополнительной пенсии с применением норм указа задействуется новый финансовый стимул — государственное софинансирование. Оно заключается в том, что трехпроцентный взнос работодателя, который должен был поступить в Фонд социальной защиты населения в рамках солидарной системы, передается в пенсионные накопления его работнику. При этом за человеком сохраняется в полном объеме государственная гарантия в солидарной системе на трудовую пенсию по возрасту.

У сотрудника есть еще и другие финансовые стимулы. Это льготы по подоходному налогу — при уплате дополнительного взноса на накопительную пенсию и при получении накопительной пенсии, а также возможность наследования пенсионных накоплений.

— В целом как вы оцениваете принятие указа и его нормы? Насколько он выгоден всем сторонам?

— Программа «три плюс три» — это три главных плюса, сочетающих интересы работника, работодателя и государства. Для сотрудника — доступный и понятный механизм формирования дополнительной пенсии, а это повышение собственного дохода в старости с финансовой поддержкой государства. Для работодателя — отсутствие дополнительной финансовой нагрузки. Для государства — формирование долгосрочного инвестиционного ресурса для экономики.

Источник: ГАЗЕТА «РЭСПУБЛIКА»